Виктор Кузовков
Космическое командование США заявило, что в России проведены испытания противоспутниковых ракет прямого перехвата. Как следует из заявления, проходящая испытания российская ракета способна сбивать спутники на низких околоземных орбитах высотой от 160 до 2000 километров.
По мнению американцев, «испытание Россией DA-ASAT (противоспутниковых ракет прямого перехвата, direct-ascentanti-satellite weapon) показывает еще один пример того, что угрозы для космических систем США и союзников реальны, серьезны и возрастают» - это цитата главы Космического командования США Джона Реймонда.
Ещё одна его цитата – прямое обвинение России в лицемерии. И это из того же заявления: - «свидетельствуют о лицемерных высказываниях России в защиту предложений по контролю над вооружениями в космосе, направленных на ограничение возможностей США». И похоже, что именно оно и должно быть усвоено миллионами доверчивых потребителей массовой информации по всему миру, именно ради этого обвинения данное заявление и было сделано.
Прежде всего, отметим, что данное испытание не является чем-то запрещенным и экстраординарным. Более того, об их проведении американская сторона была уведомлена заранее, чтобы избежать срабатывания их системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) на наш запуск. В целом, работа по совершенствованию различных систем вооружения ведется многими странами, и никто, как правило, не делает из этого трагедии. Да, есть ограничения, зафиксированные в различных международных договорах, например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой, подписанный в Москве ещё в 1963 году. В 1996 году на сессии Генассамблеи ООН был принят Договор о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний. Но в данном случае ни один из подобных договоров нарушен не был, и в легитимности происходящего ни у одного разумного человека сомнений нет.
А вот в чем сомнения есть, так это в искренности американских мотивов. Похоже, наши заокеанские друзья имеют сразу два серьезных повода изобразить испуг и возмущение, и не преминули воспользоваться сложившейся ситуацией, чтобы извлечь из этого какие-то выгоды.
Прежде всего, американцы очень недовольны самим фактом вероятного появления у России новейшей системы противоракетной обороны А-235 «Нудоль». В свое время советником президента США по национальной безопасности Чарли Капперменом даже озвучивалось требование запретить эту систему, как «уничтожающую сложившуюся систему мировой безопасности». И это, в общем, не удивительно: если ориентироваться на имеющиеся в открытой печати данные, А-235 «Нудоль» может стать действительно революционной системой противоракетной (и не только) обороны.
Также отметим, что в заявлении Космического командования есть некоторая неточность. 2000 километров это уже не низкая, а вполне средняя орбита. Это выше, чем орбиты орбитальных станций, и даже выше, чем апогей баллистических траекторий стратегических ракет на их максимальных дальностях. Если данные американцев верны (а их разведка обычно не зря ест свой хлеб), то это даже больше, чем имеющиеся в российских СМИ предварительные данные – у нас максимальной высотой поражения целей обычно называют тысячу километров. Две тысячи – это уже реальная угроза примерно для 75% всех современных спутников, за исключением высокоорбитальных и геостационарных спутников связи и навигации. В список объектов, находящихся под угрозой, моментально попадают все спутники оптической и радиоэлектронной разведки, например. Да и значительная доля спутников связи в таком случае становится уязвимой.
Давайте будем откровенны: в свете этих цифр спору задуматься о статусе московской системы ПРО – если раньше она задумывалась как локальная, прикрывающая только Москву и Центральный промышленный район России, то сейчас её «руки» стали гораздо длиннее и приобрели воистину глобальный охват. Точнее, могут приобрести, когда на смену действующей системе А-135 «Амур» придет система А-235 «Нудоль». Правда, эта глобальность касается, в первую очередь, спутников, орбиты большинства из которых с определенной периодичностью попадают в зону поражения новой российской системы ПРО. Но и это, конечно, дает повод нашим «партнерам» всерьез схватиться за голову.
Второй повод: явное нежелание США принимать на себя политические обязательства не размещать в космосе ударное вооружение. Россия давно призывает к этому Вашингтон, но похоже, там не спешат отказываться от возможности вывести в космос некоторое количество ударных вооружений, необходимых для так называемого «обезглавливающего удара». На это, кстати, указал и замглавы российского МИД Сергей Рябков в своем комментарии для СМИ. В частности, он назвал заявление Космического командования США «выдуманным предлогом» для того, чтобы и дальше игнорировать предложения о неразмещении оружия в космосе.
Предложения эти исходят именно от Москвы, и уже не первый год. Но США, уверенные в своем технологическом превосходстве, с завидным упорством оспаривают или игнорируют их. Вероятно, их надежды получить решающее преимущество за счет космической компоненты до сих пор греют сердца американских военных, а это, как мы знаем, очень серьезная сила в Вашингтоне.
В целом, на данный момент можно говорить о сознательной дискредитации усилий России по недопущению дальнейшей милитаризации космоса. Ранее, если помните, в СМИ развернулась (с подачи США) целая буря из-за так называемых российских спутников-инспекторов. Тогда маневры спутников «Космос-2542» и «Космос-2543» были названы опасными для американских спутников оптической разведки, в частности, для спутников серии KH, входящих в группу Keyhole/Chrystal. Несколько ранее обеспокоенность по данному поводу выражали представители Европы, к разведывательным спутникам которых «подозрительно близко» подлетали секретные русские спутники.
Министерство обороны России, между тем, хранит молчание и по данному поводу особо не высказывается. Оно и понятно – никакого скандала нет, все проходит штатно и в рамках не только российского, но и международного права. А подыгрывать американцам и помогать им раздувать истерику вряд ли кто-то хочет.
Тем не менее, эти информационные атаки нельзя назвать совсем уж безобидными. Зная тактику англосаксов, можно с большой долей вероятности предположить, что речь идет об обычном для них «укреплении переговорных позиций». В частности, это очень напоминает ситуацию с договором СНВ-3, продлить который вроде бы не против Россия. Но от США по этому поводу пока четкого ответа нет, и уже несколько месяцев циркулируют слухи, что в Вашингтоне хотели бы включить в Договор СНВ-3 новейшие образцы российского вооружения, в том числе (и в первую очередь) стратегическую межконтинентальную ракету «Сармат» и гиперзвуковые ядерные боевые блоки «Авангард».
Весьма вероятно, что американцы попробуют увязать свое согласие на неразмещение ударных вооружений в космосе именно и отказом России от системы ПРО А-235 «Нудоль» или каких-то её компонентов. И это будет очень сложным решением для Москвы – да, всем хочется иметь мирное небо над головой, но «Нудоль» это не только спутники, но и ядерные боеголовки баллистических ракет, другие баллистические и гиперзвуковые цели.
С связке с комплексом С-500, который уже близок к принятию на вооружение, А-235 «Нудоль» должна создать настоящий непробиваемый щит над Москвой и всем Центральным промышленным районом. Но что хуже всего, в случае даже частичного отказа от данной системы мы сможем рассчитывать лишь на остатки устаревшей системы А-135 «Амур», потому что в сжатые сроки разработать какую-то замену А-235 будет просто нереально.
Именно поэтому, повторимся, данную информационную атаку ни в коем случае нельзя считать безобидной блажью испуганных американцев. Нет, это хорошо продуманная и нацеленная на годы вперед акция, целью которой является постановка Кремля перед очень жестким выбором – принять на себя вину за то, что Вашингтон отказывается подписывать договор о неразмещении в космосе ударных вооружений, либо пойти на болезненный для себя компромисс и согласиться с запрещением системы «Нудоль».
И то, и другое для России крайне неприятно. И пока видится только один способ укрепить уже наши переговорные позиции: разработать такие ударные космические системы, чтобы американцам стало не до нашей ПРО, и они согласились бы на переговоры без предварительных условий.