«Новые Известия» подготовили топ-5 самых интересных тем недели, вызвавших бурное обсуждение в информационном «острове свободы» - Telegram-каналах.
Обращение Владимира Путина к губернаторам, которое было одновременно адресовано и главам регионов, и всем россиянам, не предвещало сенсаций. Но в финале Владимир Путин неожиданно сравнил коронавирус с печенегами и половцами. Такой неожиданный поворот заставил одних бежать изучать первоисточник фразы, а другие начали искать глубинные смыслы и скрытый подтекст.
Канал «Мастер пера» увидел в безобидной фразе попытку найти новые подходы к решению новой проблемы, с которой страна раньше не сталкивалась. Пожалуй, это самая оригинальная интерпретация сказанного в русскоязычном Телеграме.
Половцы с печенегами даже вызвали анализ национальной идентичности и деления на своих и чужих, в результате которого люди стали вирусом, а вирус, судя по всему, - людьми. Непростая рекурсия. В общем, всеобщее равенство половцев, русских и коронавируса.
А Караульный коротко, ясно и понятно подвёл итог. Сказал, как отрезал. А мы искренне рады за развитые навыки редакторов канала.
2. ОПЕК+
От того, смогут ли страны-экспортёры договориться о сокращении объёмов добычи нефти, в прямом смысле слова зависело будущее России: если бы договорённость не была достигнута, это привело бы к очередному обвалу цен на нефть. А наш бюджет рассчитан на немалые по нынешним меркам 42,4 доллара за баррель. Если цена меньше – приходится или занимать, или распечатывать ФНБ. Нефть дороже 40 долларов возможна только в случае, если все министры всех стран решились бы на резкое сокращение объёмов. Переговоры шли мучительно долго, с четверга по воскресенье, с переменным успехом. Немало нервных клеток попортилось у редакторов СМИ и Телеграм-каналов от постоянно меняющейся информации. Но в итоге были достигнуты компромиссные договорённости, которые никак не повлияли на нефтяные котировки.
«Адекват» настаивает на том, что условия сделки для России могли бы быть и получше: возможности влиять на ситуацию у России есть. Только наши переговорщики, опасаясь рисков ухудшения ситуации, сдались и подписались под принятыми условиями. Американцы с саудитами оказались сильнее.
«Газ-Батюшка» и вовсе в радостном на первый взгляд факте заключения сделки видит риски появления нового энергетического кризиса, который может быть ещё посильнее текущего. Одно неловкое движение, и союз США-Россия-Саудовская Аравия рассыпается, как карточный домик.
В отличие от других тем, сделка ОПЕК+ не способствовала появлению полярных мнений. Слишком сложно шли переговоры, на слишком много нежелательных уступок пришлось всем пойти, слишком много надежды на устные договорённости, слишком много неопределённого впереди. Вот и «Небрехня» не разделяет оптимизма по поводу роста цен на нефть. Всё равно спрос на нефть из-за коронавируса упал сильнее.
3. Пропуска для передвижения по Москве
Ввод пропусков в Москве стал неприятным сюрпризом для столичных жителей: ещё неделю назад Сергей Собянин заявлял, что необходимости в жёстком контроле за перемещением горожан нет, а теперь - получите специальные коды. Эта новость разделила всё инфопространство на два противоборствующих лагеря: одни рьяно отстаивают свои права и свободы, другие же любой ценой готовы защищать здоровье людей, оправдывая любые меры.
Естественно, Маргарита Симоньян с Незыгарем, как обычно, не смогла устоять от соблазна раскритиковать московские власти. Критика строится на том, что ввод пропусков – лишь первый шаг к неизбежным репрессиям, и пропуска же спровоцируют социальный конфликт между москвичами и властями, который потом скажется и на федеральной власти.
Канал «Как-то вот так» напрямую увязывает ввод пропускного режима с политическим будущим Собянина. Сделает всё правильно – молодец, но, по мнению авторов, шансы на это минимальны. Тут и нечестные закупки, и конкуренция с Володиным и Мишустиным. В ближайшее время несладко придётся всем: и москвичам, и мэру.
А вот Алексея Венедиктова реализованная система приятно удивила как минимум тем, что человек сам решает, когда и куда ему поехать, а не чиновники, которые могли бы принимать решения о том, нужен ли человеку пропуск или нет.
Журналист Максим Кононенко, кажется, очень хорошо выучил правило: больше хайпа – больше просмотров. Но о чём тогда ему писать, если бы все всегда сидели по домам?
4. Рогозин/ Маск
Битва главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина будет вечной. Илон Маск создаёт что-то новое, открывает новые рыночные ниши, а Дмитрий Рогозин в ответ либо оправдывается, либо пытается усмехаться. Но сейчас не до шуток: программа пусков на 2020 год срывается, и даже Путин предостерёг от попыток всё свалить на коронавирус. Решение было найдено быстро: Рогозин анонсировал скидку в 30% на космические пуски для борьбы с Маском, который уже подмял рынок космической транспортировки грузов, не оставив Роскосмосу практически ничего.
Не зря новостная служба «Экономики» вспомнила про батуты. Скоро он может понадобиться самому Рогозину, ведь время идёт, а шансов на появление новых технологий после всех неудач остаётся всё меньше.
А расплачиваться кто будет за аттракцион невиданной щедрости? Естественно, бюджет. По версии канала PZDC, получить какую-то прибыль от пусков ракет со скидкой в 30% нереально. Впрочем, вряд ли Дмитрия Рогозина это как-то волнует.
В отличии от пропускной системы, у Роскосмоса защитников не нашлось. Логично: были бы какие-то заметные успехи, можно было бы подискутировать на тему будущего космонавтики. Но сейчас найти аргументы в поддержку непросто. Люди даже не верят в успешность демпинга на космической ниве. Россия осталась космической державой лишь в кино и воспоминаниях людей.
5. Вывозить или не вывозить россиян, застрявших за границей
Сидеть дома непросто, а сидеть за границей (может быть даже прямо в Аэропорту) без денег и без возможности вернуться на родину – еще хуже. Правительство пока не может определиться, кого вывозить, как решать проблему с включением в списки, без которых людей не могут посадить на самолёт. Бюрократические проволочки привели к тому, что, например, эвакуационный рейс из Нью-Йорка вылетел почти пустым, многие не попали на рейс с Бали (самолёт не стал ждать застрявших в очереди людей).
Ксения Собчак сразу объявила дефолт государства. Логика есть, не просто так ведь Российская Федерация считается социальным государством. Назвался – будь добр соответствовать, а не бросать людей на произвол судьбы.
Не обошли вниманием и Аэрофлот, который осуществляет полёты в условиях карантина. Подразнить и бросить людей – не лучшая тактика для повышения популярности компании. У них был шанс стать героями, но в итоге оказались чуть ли не врагами народа. И то, что Аэрофлот – госкомпания, лишь усугубило положение.
Что-то в Телеграмм-каналах остаётся неизменным, например, битва двух лагерей относительно всего происходящего в Москве. А еще нельзя не отметить тенденцию повышения градуса критики властей. Вот, например, уже никто не кричит, что люди, застрявшие за границей должны сами решать свои проблемы, поскольку у них были деньги улететь, и не было желания самостоятельно вернуться пораньше.