Несколько лет назад дебютный роман киносценариста Гузель Яхиной получил широкую огласку, завоевав несколько престижных литературных премий, и вскоре был переведен аж на 30 языков мира. Вероятно, экспертов привлекала тема, к которой обратилась молодая писательница: татарская деревня времен советской коллективизации, а затем – сталинский лагерь.
Это был как раз тот случай, когда содержание затмило собой форму, а сырая, непрописанная и во многом ходульная проза осталась за пределами внимания критиков. И вот режиссер Егор Анашкин решил снять по роману сериал, пригласив участвовать в нем многих занменитостей: Хаматову, Маковецкого, Мадянова, Сабитова, Хайруллину и Баширова.
Кино, как известно, это совершенно иной род искусства, нежели литература. Очень часто экранизации прекрасных романов оказываются провальными, и наоборот, довольно заурядная литература становится киношедевром. В случае с «Зулейхой», по многочисленным отзывам зрителей в социальных сетях, не получилось ни того, ни другого: посредственная проза стала посредственным фильмом.
Вот как оценила премьеру популярный блогер и завзятый киноман Екатерина Широкова, которой, впрочем, книга Яхиной как раз понравилась:
«Самый ожидаемый сериал "Зулейха открывает глаза" - оглушительное фиаско в стиле рабыни Изауры.
Сериал по очень хорошей книге обещал быть любопытным, тем более, что актёрский состав не подкачал. Несколько месяцев ждали премьеру, но первая серия показала, что зря.
Сериал «Зулейха открывает глаза» 2019 года (режиссёр Егор Анашкин) сразу удивляет свой дешевизной — почти всё время простенькая операторская работа статичной камерой.
В начале истории главная героиня, униженная и покорная, находится в невыносимых условиях традиционного национального жизненного уклада. Но из завязки, которая сразу выбивает читателя из равновесия, всё превратилось в унылые будни рабыни Изауры. Ну да, плохо. Всё плохо. Но не цепляет.
Вместо почти мистических сцен со старухой-свекровью, по сути ведьмой, в сериале получились досадные бытовые трудности уставшей крестьянки под этническую музыку. Музыка — это хорошо, но в кино она должна создавать настроение, а не всего лишь намекать на национальную принадлежность героев.
И если по сюжету там нет диалогов, то суть происходящего подчёркивают не музыкой погромче, а актёрской игрой и операторской работой.
Отдельно мне было любопытно, как актриса Чулпан Хаматова — ровесница главной героини (в финале книги) будет преображаться в начальных сериях в молодую женщину 30 лет (пускай даже замученную).
Думала, гримёры что-то придумают, это же кино, в конце концов. Оказалось — нет. Просто верьте, дорогие зрители, сейчас она моложе на 16 лет, потому что глаза испуганные и наивные, а заморачиваться мы и не будем. Ну-ну.
Образ никогда не существовавшей счастливой Зулейхи с её нерождёнными дочерьми на фоне снежной птицы мог бы сойти за заставку, но повторять длинную символичную сцену ещё раз за одну серию — беспредельно скучное растягивание хронометража.
Все очень ходульно и невыразительно, даже когда события по логике сюжета должны вызывать взрыв сочувствия (а это почти постоянно должно происходить).
Драму превратили в унылую бытовуху.
В главных ролях: Чулпан Хаматова, Сергей Маковецкий, Елена Шевченко, Юлия Пересильд, Роман Мадянов, Рамиль Сабитов, Роза Хаируллина, Александр Баширов, Александр Сирин, Евгений Морозов.
Резюме: эту низкопробную мыльную оперу я дальше смотреть не буду и никому не советую. Если интересна тематика — читайте лучше оригинальную книгу.»