«Вообще-то, если тебе что-то дают в пользование или дарят, то перепродавать это потом - неприлично. Напомню, что Сбербанк перешёл под крыло Центрального банка без каких-либо сделок купли-продажи.
И на каком основании ЦБ продаёт самый капитализированный российский банк? Это противоречит не только нравственным нормам, но и юридическим, ведь в федеральном законе о Центробанке сказано, что это организация, которая не преследует цели получения прибыли, она некоммерческая. Так что выглядит всё это, повторюсь, просто неприлично.
В этой истории видно невооружённым глазом, что они выбирали момент, как бы повысить капитализацию Сбербанка. И Греф подыгрывал немножко, обещая какие-то дивиденды.
Сбербанки во всех странах - это особые институты, и не вполне частные. По крайней мере, они находятся под крылом Центральных банков и имеют особый статус.
У нас же Сбербанк оказался очень коммерциализированной структурой. К тому же, высокие коммерческие отношения возникают в момент возвращения казённого имущества назад к его хозяину. Потому что, в общем-то, Сберегательный банк в советское время был институтом, который находился в ведении Минфина СССР.
Но я могу рассказать, чем всё это обусловлено. Никто из экспертов не обращал внимания на то, что Центральный банк стал убыточной организацией.
У нас, видимо, так учат в экономических вузах, что Центральный банк это кредитор последней инстанции, и что из этого, вроде бы, следует, что он непотопляем и не может иметь убытки. Но наш Центробанк уже два года подряд несёт серьёзные убытки. И в этом году, судя по всему, убыток тоже будет зафиксирован немалый, как и в 2021 году, конечно.
Это косвенно следует из федерального закона о бюджете, где видно, что ЦБ не собирается перечислять никакую прибыль в федеральный бюджет. И это объясняется тем, что перечислять просто нечего. Если только убытки свои перечислять… В общем, на эту сторону никто не обращает внимания, так как никто не изучает финансовую отчётность ЦБ.
И вот возникает резонный вопрос: собственно говоря, а почему появилась такая дыра? Да потому что ЦБ занимается санацией коммерческих банков.
Фактически, он включает печатный станок и закрывает дыры у таких банков, как «Бинбанк», «Открытие» – в целом около десяти подобных банков набирается. И, конечно, ЦБ сильно поиздержался, поисчерпался.
Некоторые Центральные банки живут, не подозревая, что могут оказаться в минусе. ЦБ РФ, наверное, можно заносить в «Книгу рекордов Гиннеса».
А есть ЦБ китайский, и у них свой закон, где прописано, что в случае, если возникнет убыток, он будет покрываться за счёт бюджета.
Если же у нашего ЦБ появляются убытки, может возникнуть искушение покрывать их за счёт новых эмиссий. Конечно, это станет попыткой убежать от собственной тени. Всё равно не убежишь, только до инфаркта себя доведёшь.
Правительство приобрело акции Сбербанка у ЦБ за 2,1 трлн рублей. В конечном счёте, эти деньги покинут пределы России. Есть давно отработанные механизмы, каналы, схемы.
У ЦБ в результате этой сделки опять финансовый результат со знаком «плюс». Значит, снова появилась возможность разыграть спектакль «Ай-ай-ай, проспали!», просанировать ещё несколько банков и залатать дыры, которые, если называть вещи своими именами, берутся в результате воровства.
Это воровство выливается в то, что рублёвая ликвидность конвертируется в иностранную валюту, которая затем выводится за пределы РФ, в офшоры, в США, в Великобританию...
Честно говоря, не знаю, на сколько им хватит этих 2 триллионов рублей. На годик-другой, наверное, хватит, а потом такая же ситуация возникнет и будут что-то придумывать.
Кстати, сейчас правительство составило список 64 неубиенных предприятий. У ЦБ тоже есть свой список системообразующих банков, их всего 11, и их тоже будут спасать за счёт этих денег.
Обратите внимание, что момент для сделки был выбран - лучше не придумаешь. Экономика просто разваливается. Идут массовые банкротства, останавливаются производства, миллионы людей уже без работы. Обсуждается вопрос, как бороться с вирусом и последствиями кризиса.
Принимаются бесконечные решения: каникулы, снижение или отмена налогов, прямые субсидии, банковские гарантии… Но в итоге, какая бы мера ни обсуждалась – за счёт чего она будет обеспечиваться? За счёт Фонда национального благосостояния, за эти вот 11 трлн рублей.
А что у нас говорили про ФНБ? Что это подушка безопасности, которой хватит на 10 лет! Я не поленился, поднял информацию за прошлый год и удостоверился: тот же Силуанов говорил, ребята, вы не волнуйтесь, мы вас этой подушкой прикроем.
Но сегодня выясняется, что этой самой подушки может не хватить даже до начала лета. Сейчас не буду разъяснять, на что пойдут её перья, но, в общем-то, понятно, что подушки не останется. А тут ещё получилось, что одну пятую из неё берут на оплату сделки по покупке Сберегательного банка!».