Виктор Кузовков
Сами испытания, снятые на видео от момента пуска ракеты до её попадания в плавучую мишень, можно признать вполне успешными: ракета взлетела, преодолела дистанцию 75 километров, захватила и поразила цель. Да, сведущие люди резонно отмечают, что и дистанция маловата, и ракета двигалась прямолинейно, не маневрируя на конечном участке, что делает её относительно легкой мишенью для корабельных средств ПВО. Все это верно, но есть один нюанс – для первого нормального испытательного пуска большего обычно и не требуется. Даже первый полет самолета обычно проходит с выпущенным шасси, а сам полет ограничивается кругом в районе аэродрома. То есть, простейший алгоритм испытаний в данном случае не говорит ни о чем. А вот попадание ракеты в цель – зримое подтверждение успешности испытаний и того, что своя ПКР у Украины все-таки появилась.
Масса ракеты составляет около 870 килограммов. Дальность поражения целей: 280 километров. Масса боевой части - 150 килограммов. Высота полета на конечном отрезке варьируется в пределах 3-10 метров. Скорость полета дозвуковая на всех участках, максимально до 1000 км/ч.
Строго говоря, перед нами типичная легкая ПКР ближнего радиуса действия. Вряд ли с её помощью можно всерьез угрожать крупным надводным боевым кораблям, вроде крейсера или эсминца, но для десантных кораблей, катеров и сторожевых кораблей пограничной службы ФСБ, буксиров и вспомогательных судов это серьезная угроза. Тем более её можно назвать угрозой для гражданского судоходства и морских стационарных объектов, вроде буровых нефтедобывающих платформ.
Теперь о грустном для Украины: увы, Р-360 «Нептун» является даже не вчерашним, а позавчерашним днем ракетостроения. История её создания довольно типична для осколков некогда единог государства, и вкратце выглядит так…
Прародителем «новейшей» украинской (тоже нужны бы кавычки) ракеты «Нептун» является аппарат ещё советской разработки Х-35 «Уран». Работы над этим комплексом (и ракетой соответственно) были начаты в далеком 1977 году, и её планировалось сделать универсальным ближним противокорабельным оружием: разные модификации ракеты должны были запускаться с самолетов, кораблей, катеров, подводных лодок и береговых пусковых установок.
В 1983 году СССР приступил к испытаниям Х-35. На тот момент были отработаны все узлы новой ракеты, кроме самого сложного на тот момент для советской промышленности – активной радиоэлектронной головки самонаведения. Примерно в это же время вся документация по ракете, а также несколько её образцов, были переданы Харьковскому авиационному заводу, где и собирались разместить основное производство данного изделия.
Дальше, как мы помним, случилась Perestroika, к ней добавилась конверсия, разрядка международной напряженности и прочие прелести отрицательного кадрового отбора при коммунистическом строе. На время финансирование проекта свернули, а потом и вовсе стало не до новых ракет – СССР стремительно двигался к своему распаду, какие уж тут новые ракеты…
Однако в России довольно быстро осознали необходимость такого рода вооружений для своих вооруженных сил. И после распада СССР ракета Х-35 была «доведена до ума» уже силами российских ученых и конструкторов. Не без проблем, конечно: если основные системы самой ракеты были отработаны и испытаны ещё к 1987 году, то довести до испытаний АГСН удалось только в 1992 году, когда ракета и приняла свой законченный вид. Были и проблемы с финансированием, вполне типичные для девяностых. Только экспортный контракт на поставку ракет «Уран-Э» Индии в 1994 году позволил продолжить работы над ракетой и развернуть её серийное производство.
Но, так или иначе, в России ракета в полноценном виде, полностью готовая к боевому применению и соответствующая расчетным характеристикам, появилась в середине девяностых, или примерно четверть века назад. Правда, на вооружение российской армии и флота она поступила только в 2003 году, но это тоже можно считать особенностью «переходного периода».
На Украине ситуация развивалась несколько иначе. Долгие годы никто и не думал о доработке ракеты, и только события 2014 года всколыхнули интерес к разработке. Именно тогда со стороны нового руководства Украины последовали громогласные заявления о том, что изделие доработают и запустят в серию в 2016 году. Потом сроки перенесли на 2018-й, а потом и вовсе оказалось, что если её не запустить в начале 2020-го года, финансирование работ может быть прекращено – администрация президента Зеленского какого-то большого энтузиазма по поводу этого проекта не выказывала…
При создании (а точнее – доработке) ракеты украинским специалистам пришлось решить сразу несколько серьезнейших задач. У них не было своего турбореактивного двигателя, сопоставимого по характеристикам с ТРДД-50, и на «Нептун» установили МС-400, который пусть и ощутимо хуже, но зато серийно производится на запорожском гиганте «Мотор Сич». Были и другие сложности, но главное – не было своей головки самонаведения! Ни активной радиолокационной, как у России, ни какой-то другой.
Именно на её создание и ушли шесть лет, отведенные на создание ракеты. Причем, и по сей день нет точной информации о том, что же за ГСН установлена на этой «чисто украинской» ракете. Мы не знаем ни её возможностей, ни происхождения.
Но раз уж «Нептун» хотя бы один раз за все время испытательных пусков попал в сеть, приходится признать – что-то украинский технический гений все-таки придумал…
В принципе, эти описания не стоили бы потраченных на них чернил, если бы кое-кто не называл новую украинскую разработку «ракетой для уничтожения Крымского моста». И хотя действующая украинская администрация, не в пример предыдущей, не склонна к эпатажу и провокациям, мы все-таки должны рассмотреть вопрос «а что, если?». Хотя бы потому, что администрации периодически меняются и кто придет после Зеленского - неизвестно.
Прежде всего, мы должны отметить, что дальность новой ракеты действительно позволяет украинской армии обстреливать с её помощью Крымский мост. Причем, даже если паспортные данные по дальности слегка завышены. А значит, и обстрелять, и попасть по нему они все-таки могут.
Совсем другой вопрос – достаточно ли попадания подобной ракеты для обрушения такого сооружения? Без точных инженерных расчетов трудно говорить с полной уверенностью, и все-таки рискну утверждать – нет. Повредить полотно или конструкции моста, затруднить или даже временно сделать невозможным перемещение по нему – да, для этого боевой части весом 150 килограммов вполне достаточно. Но большего если и можно добиться, то разве что в результате массированной атаки с одновременным попаданием в мост нескольких десятков ракет. Что, согласитесь, довольно проблематично: ракеты должны будут пролететь через территорию РФ и наверняка в большом количестве будут сбиты зенитным огнем и авиацией.
Более того, мы можем с уверенностью говорить о том, что хоть какие-то шансы на успех у подобной авантюры есть лишь в случае полной её неожиданности. В противном случае готовые к отражению атаки части ПВО, корабли и авиация собьют вообще все ракеты, запущенные в сторону моста.
Что же касается политических и военных последствий такой провокации, то они достаточно очевидны. И все-таки попробуем набросать всего один вероятный сценарий…
После ракетного удара по мосту руки у российского руководства будут развязаны. Украинская сторона немедленно получит серию авиационных и ракетных ударов, выводящих из строя как пусковые установки замеченных в провокации ракет, так и другие критически важные объекты военной инфраструктуры Украины на левом берегу Днепра. Это наверняка будут объекты ПВО, крупные склады вооружений, военные аэродромы и воинские части. Далее, не вводя сухопутных подразделений, Россия через Совет Безопасности ООН или в одностороннем порядке, как американцы, установит над территориями, откуда возможен удар по РФ, «бесполетную зону». Дальше, в строгом соответствии с американскими же методичками, начнется патрулирование этой зоны российской авиацией с уничтожением всего, что может стрелять и сопротивляться. А вот следующий, "сухопутный" ответ России даже обсуждать не хочется...
В общем, если Украина хочет совершить самоубийство, ей обязательно нужно чем-нибудь обстрелять Крымский мост или какой-нибудь другой объект на территории РФ. Более того, российские военные даже постараются пропустить одну-две ракеты к цели, чтобы картинка для мировых СМИ была качественная, не оставляющая никаких сомнений.
Подводя итог, хочется сказать: само стремление Украины иметь ПКР не является чем-то плохим или незаконным. Более того, это было даже немного парадоксально – «самая сильная армия в Европе» не имела вообще ни одной противокорабельной ракеты в своем арсенале. И пусть уж лучше клепают ухудшенную версию ПКР тридцатилетней давности, чем купят у Франции, Норвегии или Италии что-то действительно современное и опасное.
Главное - чтобы совсем уж отмороженных "ястребов" не допускали к принятию решений.