В выпуске под названием «Совесть и раздача слонов» на своём ютуб-канале писатель Михаил Веллер в свойственной ему колкой манере прокомментировал ряд злободневных тем.
«С нефтью ребята наши довыпендривались. Немного потеряли края и забыли, с кем выпендриваться можно, а с кем нельзя. Это у европейцев чести давно уже нет, ты им в глаза плюй – скажут, божья роса. Поэтому можно опаздывать на два часа хоть к канцлеру Германии, хоть к Папе Римскому, можно говорить, что никто нигде ничего не сбивал, - и всё это они схавают. Но у арабской аристократии с чувством чести всё в порядке. Могли бы – зарезали бы нафиг, потому что оскорбление смывается кровью.
Это у нас можно плитку заменять каждый год «по просьбам трудящихся». С арабами, с принцами крови, которые гордятся своей родословной, такие шутки не проходят. С ними нашла коса на камень, а дубина на кирпичную стену. Саудовская Аравия на попятную не пойдёт. Если я что-то понимаю в колбасных обрезках, надо не валять дурака и подписывать саудовские условия, иначе будет ещё хуже.
У нас и так уже всё качается на самом краю, ещё немного – и уже не вытащишь бегемота из болота.
И пора думать о том, как пресечь все эти ненужные гигантские траты, которые мы видим. Собянин прекрасно сказал, что бюджет треснет, если раздавать деньги всем. А морда, если вспомнить народную поговорку, значит, не треснет?
Я ни к чему не призываю, но если один раз вот этим бордюром дать по голове - вся эта безумная затея вылетит оттуда навсегда! Все автоматически платят налоги, а потом эти деньги перекачиваются в высокопоставленные карманы!
Но что людям действительно нужно в критической ситуации? Еда, медикаменты, жилище, одежда и всяческая медицинская помощь. А новые бордюры за 15-17 млрд рублей никому не нужны. Эти деньги должны идти на другое. Сейчас категорически не должно быть никаких лишних трат!
Потому что самое страшное, когда у мужиков - а особенно у баб - сидят дома голодные дети. Масса революций начиналась с марша пустых кастрюль. Снесут всё. И тогда уже ничего не поможет. По сравнению с этим маршем все симфонии мира это полная фигня!
Бомба замедленного действия, которая сейчас вырывает пропасть под ногами, была заложена в 1992 году. Чубайс со товарищи, Гайдар и прочие совершенно не понимали одну вещь: нельзя рассматривать человеческое общество как некое машинное устройство. Оно не машинное.
Они похерили закон и мораль. И всего этого точно так же не понимают и нынешние политики. А дело в том, что справедливость, мораль и совесть - это абсолютно не абстрактные категории. И этика - это вовсе не надстройка над базисом.
Фокус в том, что наши предки всегда выживали исключительно группами - по 20-50 человек. И в каждой группе чётко работал закон, который впоследствии сформулировал Дюма в бессмертной формуле «Один за всех и все за одного».
Мораль первобытной стаи – если выживать, то всем вместе, а иначе все сдохнем, потому что спасать себя одного абсолютно бессмысленно.
Все действия должны быть направлены на то, чтобы мы выжили и передали свои гены, продолжали существовать. Мы должны сохранять друг друга, по одиночке мы никто. Спасаться только группой и никак иначе!
Всегда существовало три уровня регулировки.
Первый – это закон, направленный на то, чтобы предельно хорошо было всем суммарно, чтобы выживали все. Пусть сильный получает кусок больше, а слабый - меньше, потому что, когда доходит до дела, от сильного больше зависит. Это как в экстремальной ситуации положено: сперва маску кислородную надо надеть на себя, а затем уже на ребёнка.
Закон карал за отступление от правил. Но когда закон оказывался в стороне – работала мораль, второй уровень.
Потому что мораль - это представление массы о том, как надо друг к другу относиться, как надо поступать, чтобы выжило всё общество, вся группа.
И вот то, что работает на благо всей команды - это хорошо и правильно, а то, что так не работает – нехорошо и неправильно. И мы все это знаем.
Когда ты один, ты можешь поступить хорошо или плохо. Но у тебя внутри всё равно остаётся совесть, третий уровень.
Потому что совесть - это то же самое что закон и мораль, только она уже есть внутри тебя, в твоём подсознании, потому что ты был сформирован как член группы.
Если всё это нарушается - происходит социальное разрушение общество.
И вот когда упомянутые ребята похерили закон, мораль и совесть, любые попытки построить хорошее государство были заранее обречены. Потому что можно писать любые законы и требовать их соблюдения, но всегда нижние слои будут повторять действия верхушки.
Вожак, перворанговые особи - это образец для подражания. Всё, что они говорят, фигня, слова ничего не стоят. Значение имеют только дела. А поскольку дела были беззаконны и аморальны, вот и сложилось такое общество, какое сложилось. И они продолжают думать о том, как набивать свои карманы.
Когда все полномочия даются какой-то должности и все законы подгоняются под должность – происходит то, что произошло в 1993 году после расстрела Белого дома, и в 1996, и в 1999 и 2000, когда появился преемник… Когда полномочия передаются - любой может быть лидером, потому что его сюда посадили.
Последний месяц показал, что тот, кого называли лидером государства, не лидер. Он занимает лидерскую должность, под которую собраны колоссальные полномочия. Но когда нужно выйти к толпе и сказать вот так, сяк и эдак, - нет, этого уже не получается.
Впереди нас с вами ждёт много интересного. Если они пойдут по разумному пути, власть удержат. Если же жадность преобладает… Не приведи Бог увидеть то, что мы можем увидеть!..»