Сергей Митрофанов
Кейс Иисуса достаточно хорошо освещён. Иисус Воробьев вышел во время карантина прогулять свою собаку. В прогулочной зоне, которая у нас называется «Патриаршие пруды» (там, вообще-то, только один пруд), он встретил двух полицейских. Те ему строго указали, чтобы он соблюдал правила карантина, на что несколько ошалевший от сидения дома Иисус Воробьев нашел что возразить. Слово за слово, правоохранители, недолго думая, заломали Иисуса, тем самыми создав коллизию, которая в американских телесериалах получила бы развитие в стиле «право гражданина против произвола власти в условиях чрезвычайной ситуации». Но меня в данном случае не только интересует, как по идее должна развиваться эта коллизия, а какую интерпретацию она получила в нашем Телевизоре.
Дело в том, что в нашей медийной профессии, несмотря на политические разногласия действующих в ней акторов, существует определенная производственная культура, которая до сих предписывала к власти относиться критически (хоть и с доброжелательством, без особой революционности), а к гражданину с доброжелательством (хоть и критически, не давая распускаться). Действовать поперек этой культуры лично у меня вызывает почти физическую боль, сродни зубной. И вот такую боль вызвал разбор кейса Иисуса, проведенный пропагандистом Женей Поповым, одетым по случаю в военизированный пиджак: «Вы осознаете, что были неправы и совершили административное правонарушение?», - сразу обозначил он свою сторону и где сторона закона. Или другой его пассаж: «Он безусловно понесёт наказание за то, что оскорблял людей». А люди – это правоохранители, которые незаконно применили к Воробьеву силу и оставили его собаку одну на улице, даже не потрудившись, чтобы та попала домой.
Почему Женя Попов так поступил?
Да, очень просто, у него по сценарию в очереди стояла «объяснялка» со стороны МВД, следовательно, была и договоренность, что тот набор банальных и откровенно пустых сентенций, которые Телевизор получит от правоохранительной системы, не подвергнется уничижительному поношению со стороны гостей студии. Однако, если это не коррупция (сговор в обмен на зеленую информационную линию), то, простите, что тогда?
Получилось же, как всегда, то, что аргументы от Иисуса (что Патриаршие пруды не попадают в перечень запрещенных для прогулок мест, а выгул собак даже аж Собяниным специально оговорен и разрешен, и, следовательно, он, как гражданин, ничего не нарушал) были хоть и выслушаны, но найдены легковесными, а тяжелыми сиречь справедливыми найден аргумент от пресс-службы МВД, что Иисус не подчинился законным требованиям полиции, возникшим не в результате инцидента, а последующей за ним перепалки.
Иными словами, Иисус не в том виноват, что нарушил правила карантина, которые непонятно сами-то законны или нет, а в том, что не подчинился «законным требованиям полиции», которые законны уже сами по себе, потому что это требования полиции. И если суд впаяет Иисусу пятнадцать суток, то мы, скорее, только посмеемся над Иисусом, - такая мысль сюжета. Про пятнадцать суток Женя Попов и Сережа Марков повторили несколько раз, расписываясь в лояльности полицейскому государству и нелояльности гражданскому обществу.
Но, очевидно, проблема при этом становится концептуальной. И доминирующая в ней линия, кто кому служит у нас - гражданин полиции или полиция гражданину и где в этой диспозиции, собственно, закон?
Воспитанный на западных ценностях, я чо-то всегда считал, что полиция должна «служить и защищать», и если повстречала некоего Иисуса, который совершает очевидно законные, но все-таки и угрожающие ему же действия (вообще-то, действительно любой человек, выходя на улицу сегодня, подвергается риску), обязана была бы его от этих рисков оградить. То есть увести его и собаку с опасного места на безопасное, хоть и непонятно, как градировать такие места. Типа на тротуаре безопасно, а на бульваре опасно?
Но концепция нашего российского правоохранительства совсем другая. Дефилируя по улицам городов и весей, полиция не служит и не защищает граждан, а раздает им сплошь «законные требования», и страшно огорчается, когда эти законные требования не выполняются, испытывая при этом моральные муки, то есть страдая. Последующие репрессии (Кадыров тот вообще поощрил полицейского, избившего то ли палкой, то ли ногами нарушителя карантина), очевидно, защищают не граждан, а полицию, ее авторитет, уберегают от страданий. Да и защищает полиция в основном всегда только себя, а граждане для нее – досадливая помеха.
Итак, дело Иисуса, который, как и по Евангелие, ни в чем невиноват, было отправлено в Синедрион, то есть в суд, который заседал согласно веяниям времени в виртуальном пространстве. Физически отсутствовавшие судьи откуда-то из «облака» вынесли паллиативный вердикт. Нет, они не призвали правоохранителей следовать собственным же правоохранительным нормам (это был бы афронт), но и не дали Иисусу пятнадцать суток за абсолютно законную прогулку с собакой (либералы!), а выписали штраф ему в тысячу рублей, который владелец большой собаки, очевидно, в состоянии оплатить, не заметив. Можно ли считать, что восторжествовала справедливость по-российски и все довольны?
Должен заметить, что на стороне Иисуса Воробьева на этот раз выступил депутат ГД РФ Алексей Журавлев. Что поразительно - иногда, оказывается, и в депутатах из бывшей "Родины" вдруг прорезается что-то человеческое. Или его плохо инструктировали. Или же он считает себя федеральным чиновником, для которого местные – пыль под ногами. Во всяком случае, Журавлев несколько раз упирал на то, что все должны следовать федеральным нормам, в том числе и полиция, и региональные чиновники, и остановить его в этой риторике не было никакой возможности. Очень большим легистом он выставил себя, с чем его можно только поздравить.
Впрочем, человечность Журавлева резко испарилась, когда речь зашла о помощи, которую оказывает Россия коронавирусным странам. Нафиг, нафиг! Особенно, если Англии, в которой Борис Джонсон, некогда ходивший к мемориалу Немцова. Или Америке, которая с санкциями. Они там поправятся и снова заведут старую песню про Боширова и Петрова. Так пусть лучше сдохнут – такой пафос народного депутата Журавлева. Очень уместный в то время, как Джонсона действительно перевели в палату интенсивной терапии.
Впрочем, я все равно не считаю Журавлева таким уж зверем и фашистом, как он себя временами изображает. Скорее всего, он пытается понравиться умозрительным избирателям. Видимо, Журавлев считает, что его избирателям сильно приятно, если он встает на сторону народа против полиции и на сторону национальных интересов против космополитов и глобалистов. А в национальных интересах сначала себе, себе, а чужим – из того что останется или ненужного. Журавлева, естественно, поддержал депутат-коммунист Денис Парфенов. Вообще, почему-то считается в патриотических наших кругах, что коронавирус должен отменить все санкции против России, и тогда агнцы возлягут с волчищами, людоеды побратаются с либералами и… восстановится Советский союз, о чем, в частности, недвусмысленно написал постоянный автор «Взгляда» Петр Акопов: "После коронакризиса в России будет больше государства, больше справедливости и соборности (солидарности)".