Михаил Крутихин: "В нефтяном вопросе РФ недооценила конкурентов и переоценила себя"

2 апреля 2020, 12:49
С одной стороны, России негде хранить свою нефть, так как нефтепроводы забиты под завязку, а с другой – фонтанирующих месторождений в стране уже практически не осталось. Если не сможем свою нефть продавать, придётся сокращать добычу и закупоривать скважины.

На этом фоне американцы и саудовцы считают Россию в переговорах третьим лишним. Об этом в эфире ютуб-канала FeyginLive рассказал аналитик нефтегазового сектора, партнёр консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.

По мнению Крутихина, Россия совершенно напрасно надеялась на то, что сможет задушить Саудовскую Аравию маленькими ценами.

«Среди нефтяников на уровне «Роснефти» и Сечина шли разговоры о том, что через 2-2,5 года саудовцы могут прийти к исчерпанию своих денежных запасов, поскольку их бюджет держится за счёт 80 долларов за баррель. Но это была абсолютнейшая недооценка конкурента, который очень живуч и может продолжать работать, и, конечно, это переоценка своего собственного потенциала», - отметил аналитик.

По словам Михаила Крутихина, российские нефтепроводы давно забиты, а трубы «Транснефти» наполнены нефтью, загрязнённой растворителями. Если не сможем продать свою нефть, ни в каких танкерах, как саудовцы, мы её держать не будем, у нас их один-два и обчёлся. «А значит, надо будет сокращать добычу и закупоривать скважины», - сказал Крутихин.

Вместе с тем, фонтанирующих скважин в стране практически не осталось, «дебит малый». У саудовцев дебит как раз нормальный – одна-две тысячи тонн в день. «Пробурили они 150 скважин и оттуда прёт мощный поток нефти. А у нас на таком же месторождении по 1500 скважин, при этом средняя скважина даёт всего 9, 5 тонн в сутки. Это вам не тысяча и не две. То есть оперативно мы не можем откликнуться на ситуацию ни понижением добычи, ни повышением. Потому что повышать просто не из чего», - заключил аналитик.

В России, рассказал Крутихин, работают станки-качалки, «высасывающие, условно говоря, по ведру в минуту», или центрифужные погружные насосы. Если их остановить, потом надо будет хорошенько потратиться, если период бездействия будет длительным, тем более, что некоторые скважины находятся на Севере. Они будут замерзать и, соответственно, их надо будет растапливать или растворять какими-то растворителями, или же вообще забывать и бурить новые. «В общем, всё у нас сложно», - подчеркнул Михаил Крутихин.

Между тем саудовцы уже стали действовать и выбрасывают на рынок повышенные объёмы нефти. Так, на днях они предложили 12, 3 миллиона баррелей – больше, чем могут добыть. По словам аналитика, на несколько месяцев Саудовская Аравия арендовала 21 супертанкер, 9 из них используются в качестве хранилищ для нефти, а остальные будут ездить по миру и с большим дисконтом предлагать саудовскую нефть.

«Сколько это продлится, не знаю. Но, возможно, уже в течение полугода-года они потенциал добычи смогут нарастить. Мало того, ожидается также, что поставки нефти увеличат Нигерия, Норвегия, Бразилия и даже Ливия, если, конечно, там всё устаканится. То есть с предложением всё благополучно», - отметил аналитик.

Москва в этой ситуации, по мнению Крутихина, совершенно бессильна. Он напомнил: будучи членом ОПЕК+, если посмотреть статистику, Россия каждый год повышала добычу нефти. «Хотя при этом по несколько раз в месяц она объявляла о том, что мы солидарны с остальными и свою добычу снижаем. Когда же через три года Саудовской Аравии надоели эти словесные интервенции, она чётко попросила всё-таки поучаствовать в снижении добычи. Наши тогда предъявили ультиматум, заявили, что ничего делать не будут, и ушли», - сказал Крутихин.

Тем временем, считает аналитик, США, конечно, есть о чём разговаривать с Саудовской Аравией.

«Две эти страны очень сильно экономически завязаны, валюта саудовцев привязана к доллару, а их инвестиции в Америке колоссальны. Фактически, финансово они представляют собой единое целое, этакий дуэт. Так что они вполне могут разговаривать об объёмах добычи и какой-то координации действий. Речь, конечно, не совсем об ОПЕК, ведь американские законы запрещают картельные сделки. Если начнутся манипуляции с объёмами нефти в пользу изменения цены, это будет считаться сговором, Трампу такое никто не позволит», - рассказал Михаил Крутихин.

На его взгляд, как бы ни было, саудовцы с американцами договорятся, а Россию пригласят в эти переговоры только для видимости. США, по мнению Крутихина, скорее всего, пойдёт на политические уступки, а саудовцы, в свою очередь, сделают что-то по финансовой части.

«Причём здесь Россия - вообще непонятно. Возможно, её и позовут за стол переговоров, но это будет лишь жестом вежливости, или для того, чтобы особо не выступала и не возникало соблазна влезть куда-нибудь, как в Сирию. Россию пригласят, чтобы это прилично выглядело. «Мы тут с саудовцами о своём поговорим, а с вами всё равно обсуждать нечего, у вас, если приглядеться, нефтяная отрасль на последнем издыхании, но, так и быть, пустим вас». Вот что-то такое будет. Словом, ситуация такова, что ничего в этом якобы тройственном альянсе Россия сделать будет не в состоянии», - резюмировал Михаил Крутихин.

Коснувшись нашумевшей сделки России с Венесуэлой, аналитик отметил, что это был «отчаянный шаг». Единственная цель, по его мнению, освободить «Роснефть» от американских санкций. К тому же, в мире начали считать чёрное золото «Роснефти» токсичным.

«Конечно, это была притворная сделка. В один день сформировали компанию «Росзарубежнефть» с адресом регистрации прямо в помещении «Росимущества». И этой государственной компании передали 9,6 % акций из пакета, которым владела «Росфнетегаз». Новая компания передала акции пока не названной дочке «Роснефти», а взамен получила активы в Венесуэле и оформила их у себя в качестве уставного капитала», - рассказал Крутихин. Ситуация, на его взгляд, пока непонятная с точки зрения исхода, но американцы «вряд ли на всё это купятся».

#Аналитика #Кризис #Нефть
Подпишитесь