Сергей Львов
Оговорюсь сразу: данный текст - это не очередная попытка либерального журналиста поёрничать и потроллить рыцарей плаща и кинжала, славных наследников НКВД-КГБ. Готов допустить даже, что их засекреченные бюджеты и зарплаты, льготы и привилегии, которые по примерным оценкам составляют около 500 миллиардов рублей в год (при численности состава около 200 тысяч человек), были совершенно оправданы нуждами федеральной безопасности. Во всяком случае постоянное расширение штаб-квартиры ФСБ на Лубянке и Академии на Мичуринском проспекте говорит о притоке новых кадров. Специалисты утверждают, что в современной "демократической" России в спецслужбах вдвое больше офицеров, чем в сталинском СССР образца 1953 года. При этом уровень технической оснащенности нынешних службистов не идет ни в какое сравнение с эпохой 70-летней давности.
Однако простой вопрос - почему в суперполицейском сталинском государстве, осуществлявшим массовый террор и тотальной контроль граждан, аппарат насилия считался явно избыточным, а сегодня он постоянно растет? - последние 20 лет оставался не только без ответа, но даже и без внятной формулировки.
Но вот теперь, в пору коронавируса, можно и порассуждать на эту тему.
Во-первых, случилось страшное (для всех силовиков в России!): правительство Москвы совершило саморазоблачение, заявив о реальной технической возможности контролировать абсолютно всех горожан. Достаточно почитать интервью Эдуарда Лысенко - министра правительства Москвы и руководителя департамента информационных технологий радио "Эхо Москвы". Из него следует, что наличие мобильного телефона с QR-кодами способно привязать человека к "положенному" месту сильнее наручников и кандалов.
Впрочем, и без всяких кодов контроль за перемещениями людей давно достигается анализом телефонного биллинга и наличием десятков тысяч видеокамер. А чтобы в столице вовсе не осталось невидимых зон и "чужих" граждан, планируется поставить еще 200 тысяч камер с системой распознавания лиц.
Что касается способов перемещения людей в пространстве, то тут и вовсе никаких вопросов не осталось. Любой заход в метро оставляет цифровой след пассажира. Абсолютно все автомобили контролируются не только в Москве, но и во всем Центральном Федеральном округе (то есть попытка скрыться за границами столицы невозможна! ).
Теперь добавим к этому набору "инноваций" возможность скорой отмены наличных денег и оплату всего и вся только банковскими картами. Для полного контроля расходов и доходов можно обязать граждан пользоваться только одним счетом и одной картой.
И как поменяется после этого вся карательная система государства?
Самым кардинальным образом!
Самый модный во всем мире социальный философ Юваль Ной Харари уже описал в своих книгах власть не государства, но АЛГОРИТМОВ. Это, проще говоря, специальные программы, которые круглосуточно мониторят и руководят действиями людей. При этом любое отклонение людей от предписанных норм и законов - от забывчивости в приеме лекарств до попытки зайти в квартиру соседа - фиксируется сразу и передается "куда следует".
А дальше может следовать наказание - автоматический штраф, ограничения на выход из квартиры и т.п.
Куда же денутся преступники?
Да исчезнут как класс паразитов, лишенный самой возможности обмануть, закрыться, спрятаться, либо избежать наказания. Достаточно заблокировать преступнику банковскую карту и закрыть дверь его жилья электронным сигналом, запретить вход третьих лиц - и вот тебе мгновенное и весьма эффективное домашнее заключение. Правоохранителям не нужно будет посылать даже группы захвата и сидеть в засадах.
И ничего сложного в этой системе нет. Сегодня она применена в России при назначении и взимании дорожных штрафов. Но ситуация с коронавирусом способна из полумер создать цельную СИСТЕМУ контроля и управления людьми.
Юваль Ной Харари говорил о ней применительно к середине -концу 21 века. Ан-нет! Цифровой контроль всех и вся возможен уже сейчас! Как говорится, спасибо коронавирусу...
Применительно к силовым ведомствам он будет означать практически полную ликвидацию привычных институтов власти, когда в том же ФСБ останется лишь компактный штаб аналитиков, умеющих оценивать выводы алгоритмов и задавать разработку новых программ.
Само собой, что и без всякого коронавируса пора ликвидировать ГАИ-ГИБДД. Ссылка на угрозу пьяных водителей рушится, если в каждом автомобиле поставить датчик алкогольных паров (как в Швеции), а организацией движения будет заниматься компьютерная система навроде ЦОДД. Да и через считанные годы большинство машин окажется на дорогах вовсе без водителей...
Без работы останутся и тюремщики (их в России более 210 тысяч), и служба судебных приставов, и все следствие МВД, СК...
Борьба с коррупцией? Не смешите! Созданная Мишустиным система контроля за движением денег и товаров позволяет оценить движение денег любого потенциального коррупционера. И единственная причина, по которой она не используется на полную катушку - политическая воля власть предержащих.
Другое дело - хочет ли человечество в обмен на безопасность получить цифровую тиранию?
Или скорее всего его никто и спрашивать не будет...