— Сотрудники ФБС практически всегда работают в удалённом режиме. Если не брать чиновничьи функции, то оперативный состав всегда решал вопросы по телефону, не требовалось даже присутствия на рабочем месте. Самое главное для ФСБ – получение информации, а её можно получать разными путями.
— То есть, 70% численного состава ФСБ – не показатель того, что штаты раздуты?
— Абсолютно. Штаты вообще не раздуты. После такого количества реформ очень сильно отжата сама система. Ни одного лишнего человека нет. На территориях вообще беда – количество людей очень маленькое.
ФСБ часто работает в экстремальных ситуациях. Если в обычном режиме количество людей достаточно для контроля за обстановкой, решения оперативных задач, то в экстремальной ситуации часто не хватает людей. Я помню взрывы в Москве в 1977 году, когда произошёл взрыв в метро, значительная часть оперативного состава выехала в Измайловский парк. Через 40 минут произошёл взрыв на улице 25 Октября, куда уже полетели остатки. А ещё спустя 20 минут случился взрыв в магазине «Молоко» на пересечении улиц 25 Октября и Дзержинского. И в результате в управлении остался только один штатный дежурный. Все, кто был выехали на раскрытие преступления по горячим следам. Как только что-то происходит, оказывается, что людей катастрофически не хватает.
— Но ведь сотрудников отправили не на удалёнку, а в отпуск!
— Всё, что связано с ФСБ и отпуском, носит относительный характер. Ни один человек, который находится в отпуске, не выпадает из оперативного процесса. За него никто его работу не сделает. И если, не дай бог, во время отпуска он что-то прошляпит, то всё равно получит нагоняй, никто не будет учитывать, что он находился не на службе.
Были периоды, когда вообще запрещали выезжать за пределы Москвы. В праздники, когда не было мобильных телефонов, мы это называли «дежурством три Т» – туалет, телефон, телевизор. Отойти от телефона было нельзя.
Нам был запрещён выезд за пределы Москвы с 25 апреля по 15 мая. Весь народ на огородах, а мы не могли поехать за границы города.
Всё, что связано с отпусками сотрудников ФСБ, носит весьма виртуальный характер. Формально человек может ощущать себя в отпуске, но, если ты выпил, а тебя вызвали – получишь по полной программе.