О том, что происходящее на мировом нефтяном рынке, особенно в долгосрочной перспективе, намного опаснее пандемии, пишет в своем блоге сетевой аналитик Андрей Нальгин. Он напомнил, как Саудовская Аравия учинила в ответ на развал Россией сделки ОПЕК+, настоящую войну, уронив цены на нефть вдвое и даже втрое всего за какие-то несколько недель.
Эти действия кажутся аналитику безумными, поскольку американская сланцевая нефть еще пять лет назад доказала свою живучесть и способность работать длительное время при низких ценах. Вот и теперь, статистика говорит, что значительного спада американской сланцевой добычи не произошло. Связано это с тем, что сейчас из процесса освоения к добыче перешли скважины, которые бурили до резкого падения цен – а стало быть все крупные затраты остались позади, и нефть качать теперь дешевле, чем консервировать скважины. По прогнозам, сланцевики в нынешней ситуации могут недосчитаться 1-2 млн баррелей в день, тогда как провал спроса сегодня составляет 8 млн баррелей в день, а из-за пандемии упадет и до 14-16 млн.
Это означает, что сланцевую нефть если и удушат, то не раньше чем через 4-6 лет, в течение которых цены будут держаться на экстремально низком уровне. Вряд ли Саудовская Аравия сможет выдержать такую долгую осаду.
Однако логика в снижении цен фактически к нулю все же есть. Дело в том, что наследный принц Мухаммед бен Салман, который руководит саудовской нефтянкой преследует не сиюминутные цели, а хочет извлечь из своей нефти максимальную пользу. Он учитывает, что лет за двадцать, из-за изменения климата, значительно вырастет интерес к возобновляемой энергии и сокращению парниковых выбросов, тогда как запасов нефти в Саудовской Аравии хватает больше чем на полстолетия. Следовательно, нужно как можно быстрее извлечь и продать ее, пока она не превратилась в совершенно ненужный ресурс!.
И в этом есть смысл, если учесть еще, что саудовская нефть легче и добывать, и транспортировать, чем какую-либо другую, она чище любой другой, в том числе и сланцевой, и российской – то есть преимуществ у нее великое множество в сравнении с конкурентами. России остается только сожалеть – она не сможет конкурировать с саудовской ни по каким параметрам. Вот и возникает вопрос: хватит у нашей страны резервов при нынешнем, очень низком уровне цен на Urals?
Тут и вмешался коронавирус, поскольку России для борьбы с ним нужно куда больше средств, чем Саудовской Аравии, а при тотальном воровстве – и еще больше! А если пандемия продлится, как говорят вирусологи, год или два?
Нужно учесть еще, что Трамп уже поддержал саудитов в их намерении качать больше нефти, вытесняя Россию с рынка, он только просил Мохаммеда бен Салмана не слишком низко опускать цены.
Мало того, Америка собирается направить в Саудовскую Аравию специального представителя, который вместе с королевством проведет работу по стабилизации нефтяного рынка, то есть фактически речь идет о нефтяном союзе против России.
Не стоит забывать еще и об американском печатном станке, антироссийских санкциях, современных технологиях и тому подобных инструментах, которые способны поставить Россию на колени.