Как сообщают источники в российском оборонно-промышленном комплексе, Россия планирует существенно ускорить темпы испытаний гиперзвуковой противокорабельной ракеты 3М22 «Циркон». В частности, уже в этом году начнутся стрельбы с борта атомных подводных лодок проекта «Ясень», которые будут идти параллельно с запусками ракеты с борта фрегата «Адмирал Горшков».
Виктор Кузовков
Вообще, испытания данной ракеты начались ещё в 2016 году. Однако тогда это была проба самой ракеты, без увязки с её носителем. Грубо говоря, ракету «ставили на крыло», с помощью пробных запусков пытаясь понять, оправдались ли расчетные характеристики, достаточно ли она надежна, не взрывается ли при запуске и так далее. Этот этап проходит абсолютно любой тип вооружений, и тем более такой радикально новый, как гиперзвуковая ракета.
Испытания, начавшиеся в январе текущего года, преследуют уже несколько иную цель, а именно они должны «подружить» новую ракету с её будущими носителями, такими, как надводные корабли и подводные лодки. Что предполагает, как минимум, успешное прохождение основного этапа испытаний: ракету действительно создали, «научили летать» и попадать в цель. Теперь дело за малым (хотя это и очень важно) – посмотреть, как она будет себя чувствовать в реальных, а не тепличных, условиях, проверить её совместимость с универсальной пусковой установкой 3С14, понять, как она реагирует на качку, высокую влажность, некоторые другие специфические условия хранения и запуска на морских носителях, и, если испытания пройдут успешно, запустить производство в серию.
Что касается самой ракеты, то пока о ней известно совсем не много, нет даже сколько-нибудь достоверного её изображения. Прежде всего, некоторую информацию о ней озвучил Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию. Если верить президенту, ПКР «Циркон» имеет дальность до 1000 километров и может развивать скорость до 9 Махов (в 9 раз быстрее скорости звука). Также, по его словам, данная ракета может поражать как надводные, так и наземные (береговые) цели.
Трудно спорить с настолько информированным источником, но по другим оценкам, дальность новой ракеты несколько ниже: порядка четырехсот - шестисот километров. Данные сильно разнятся у разных источников, хотя возможно, это связано с профилем полета ракеты – при высотном профиле, когда ПКР значительную часть расстояния до цели преодолевает на высоте 30-40 км., экономится большое количество топлива из-за низкого сопротивления воздуха. При скрытном, маловысотном профиле полета, когда ракета практически все время движется прямо у воды, на высоте всего пары десятков метров, расход топлива максимален, а значит, дистанция поражения цели становится минимальной.
По скорости пока тоже существуют разночтения: по имеющейся информации, на испытаниях «Циркон» пока не выходил за пределы 8 Махов. Но расхождение с президентской оценкой тут незначительно, да и имеющиеся результаты могут быть следствием обычной подстраховки оружейников и военных. Кроме того, есть информация о том, что скорость «Циркона» может достигать и 10 Махов, на что указывают, например, зарубежные издания, ссылающиеся на американскую разведку.
В любом случае признаем – это все равно много. В восемь раз быстрее звука летит ракета, или в десять, для существующих систем ПВО она все равно будет представлять очень сложную цель. Да и посудите сами: около трех километров в секунду, или чуть больше трех километров – какая разница, если ракета ещё и маневрирует, и нет даже теоретической возможности встретить её в расчетной точке? При скорости зенитных ракет, редко превышающей 4 маха, любое отклонение цели от расчетной траектории становится просто невозможно компенсировать, и зенитная ракета, промахнувшись, просто самоликвидируется.
Вряд ли поможет тут и знаменитый «Фаланкс» - многоствольная артиллерийская зенитная установка ближнего боя, которой вооружены практически все боевые корабли США и НАТО. Эта система, которую называют «последним шансом» корабля, изначально рассчитана на борьбу с противокорабельными ракетами, летящими со скоростью до 2 Махов. Даже против не самых новых советских и российских ПКР «Гранит» и «Москит» она была «ограниченно годной», потому что финальные скорости этих ракет были близки к предельным для «Фаланкса». Что же говорить о 8 Махах, которые мы вправе ожидать в данном случае?
Другие характеристики «Циркона» на данный момент держатся в секрете. Предположения специалистов о длине ракеты и её массе основаны, прежде всего, на характеристиках других ракет, входящих в номенклатуру универсальной пусковой установки (Универсальный корабельный стрельбовый комплекс) 3С14. Именно исходя из этих данных, длину ракеты определяют как 8-10 метров, а данных о предполагаемой массе ракеты просто нет. Да это и не удивительно: при аналогичной длине масса ракеты «Гранит» составляет 7 000 килограмм, амасса ПРК «Москит» едва достигает 4 500 килограммов. То есть, расхождения слишком значительны, чтобы по внешним признакам попытаться определить реальную массу «Циркона».
В любом случае, сейчас у стран НАТО нет эффективных средств поражения таких скоростных целей, как ПКР «Циркон». В западных СМИ уже появляются панические статьи, где данный тип оружия называют «убийцей авианосцев». Так, британский таблоид «Mirror» отмечает, что «Циркон» может одним ударом уничтожить любой из новейших британских авианосцев ценой порядка 6 миллиардов фунтов стерлингов. И единственным средством сдерживания этой угрозы пока называют «недопущение носителей «Циркона» на дистанцию залпа». А это, согласитесь, совсем не просто при заявленных дальностях, даже если она и несколько меньше, чем тысяча километров.
Разместить новые ракеты планируется на подводных лодках проекта 885 «Ясень» и 885М «Ясень-М», АПЛ 949А «Антей», а также на модернизируемых БПК, эсминцах, тяжелых атомных ракетных крейсерах «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов», авианосце «Адмирал Кузнецов» и других новых и модернизируемых кораблях океанской зоны. Весьма вероятно и вооружение ими новых подводных лодок пятого поколения «Хаски» («Лайка»). То есть, перспективы у комплекса «Циркон» весьма хорошие, если не сказать радужные.
В то же время, некоторыми экспертами отмечается проблема, которая является объективной платой за скорость – плохое качество наведения. Дело в том, что на таких гигантских скоростях в плотных слоях атмосферы вокруг ракеты неминуемо будет создаваться облако радионепроницаемой плазмы. А значит, классические радиолокационные головки самонаведения окажутся бесполезными. Столь же сложно будет навести «Циркон» и по внешнему сигналу, поскольку его проходимость тоже крайне плоха и связь с ракетой вряд ли будет удовлетворительного качества.
Пока видятся несколько способов решения данной проблемы. Это либо чисто оптическая ГСН, способная разглядеть сквозь облако плазмы хоть что-то, либо какой-то хитрый вынос антенн радиолокационной АГСН за пределы плазменного облака, что представляется весьма нетривиальной задачей, либо чисто гипотетическое предположение о каких-то новых, науке пока не очень известных, способах наведения.
Если остановиться на наиболее реальных способах, то оба они выглядят теоретически выполнимыми. В конце концов, надводный корабль является довольно крупной целью, спрятать которую в море, несмотря на все ухищрения, довольно сложно. Соответственно, какие-то ухищрения с оптикой могут если не полностью устранить проблему, то хотя бы снизить сложности до допустимого уровня.
Также теоретически можно допустить и наличие каких-то конструктивных находок, которые позволили вынести антенны ГСН за пределы облака плазмы. Конечно, судить об этом крайне сложно, но есть одно косвенное подтверждение этой версии: до сих пор нет ни одного изображения ПКР «Циркон», а все имеющиеся в сети картинки являются обычной перерисовкой американской гиперзвуковой ракеты (точнее, проекта) BoeingX-51. Да, аэродинамические решения, примененные в «Цирконе», тоже могут иметь высокий гриф секретности. Но весьма вероятно, что в секрете держится и способ сделать ракету более зрячей.
В заключение стоит сказать, что именно «Циркон» является первой настоящей гиперзвуковой ракетой в мире. Увы, широко разрекламированный в таком качестве «Кинжал», хоть и развивает гиперзвуковые скорости, может делать это только в разреженных слоях атмосферы. В плотные слои атмосферы он входит только в самом конце своего полета, буквально на несколько десятков секунд, и его возможность к устойчивому гиперзвуковому полету в плотных слоях атмосферы остается под большим вопросом.
Да, разумеется, можно сказать, что это не так уж важно, если ракета все-таки развивает необходимую скорость и решает стоящие перед ней задачи. Это будет абсолютно верно в военном плане. Но с точки зрения науки и развития технологий «Кинжал» так и останется аэробаллистической ракетой. Отличной, может быть. Но не гиперзвуковой…
Поэтому именно «Циркон» мы можем считать первым реальным доказательством возможности довольно продолжительного полета с гиперзвуковой скоростью в плотных слоях атмосферы. Именно он зримо доказывает наличие серьезного научного и технологического отрыва России от США и других стран в этой важнейшей области знаний.
Что же касается более высокого темпа испытаний, то почему бы, действительно, и нет? Санкционные войны, пандемия коронавируса, ожидаемый в мире глобальный экономический спад – все говорит о том, что изменения в мире могут пойти лавинообразно, и мы даже примерно не представляем себе, что будет с планетой через 10 лет.
А раз так, лучше быть готовыми ко всему. В эпоху перемен лучше входить подготовленными…