Роскосмосу вирус нипочем: ненужный офис за 25 миллиардов будут строить!

27 марта 2020, 18:47
Идея превратить производственные помещения Центра им. Хруничева, производящего ракеты-носители, в блестящий офисный центр из стекла и бетона, с самого начала выглядела цинично, бестолково. Зачем в условиях современных коммуникаций концентрировать офисные помещения предприятий ракетно-космической отрасли в одном месте?

Иван Петровский

Еще когда и речи не шло о всемирном коллапсе с ценами на нефть, коронавирусом, и нашим рухнувшим рублем, 25 млрд рублей, в которые ранее оценивалось строительство Национального космического центра (теперь наверняка он обойдётся дороже) выглядели внушительной суммой. Правда, могли казаться вполне посильными на фоне триллионных нацпроектов. Но в нынешних условиях такие траты на офисы выглядят дико.

Центр стратегических разработок уже провёл исследование и выяснил, что в каждой второй компании готовятся к сокращениям сотрудников (в среднем на 13% должно сократиться число рабочих мест), а каждая пятая компания урежет зарплаты сотрудникам. 29% предпринимателей уже позаботились о сокращении издержек: отправили людей на удалёнку с сокращённой зарплатой, а некоторых и вовсе уволили. При этом на НКЦ выбрасывают 25 млрд рублей, а люди могут рассчитывать на 4 тыс рублей (это еще при условии, что вы московский пенсионер на изоляции), да по 5 тыс рублей в месяц на детей до 3 лет в семьях с материнским капиталом.

И это только начало. Очевидно, что мир больше не будет прежним. Сейчас все паникуют из-за вируса и не понимают, что же делать. Но скоро пандемия пойдёт на спад, туман рассеется, и выяснится, что расстановка сил в мире поменялась: кто-то получил новые навыки работы в экстренных ситуациях и лишь окреп, а кто-то оказался на грани выживания. Такая новая реальность приведёт к переделу сфер влияния в мировом масштабе. Проще говоря – начнутся войны. Торговые, гибридные, информационные, традиционные – любых форматов. Вот что нас ждет. И у России здесь не получится тихо отсидеться в стороне. «Идеальный шторм» пройдётся по нам в первую очередь: такова участь самой большой страны, способной влиять на сырьевой рынок и обладающей развитым оборонным комплексом. Поэтому сейчас выделение каждого рубля должно рассматриваться с точки зрения влияния на экономику в долгосрочной перспективе.

И тут вот очень хочется понять, чего же такого уникального даст НКЦ? Какие-то уникальные компетенции? Нет, одних модных офисов недостаточно для того, чтобы в ракетно-космическую промышленность пришли молодые, талантливые инженеры и учёные. Для это надо, как минимум, чтобы зарплата инженера-конструктора превышала зарплату плиточника и чтобы её хватало хотя бы на аренду квартиры.

При этом, судя по динамике развития отечественной космонавтики, а точнее её отсутствию (тот же модуль «Наука» для МКС никак не достроят с 90-х годов, ракеты «Ангара» так и остаются устаревшей метой о светлом будущем), есть куда потратить деньги. Тот же SpaceX Илона Маска появился не на ровном месте. Если бы не было у NASA программы развития частной космонавтики с выделением грантов (которые потом все равно были возвращены за счёт вывода полезной нагрузки на орбиту) и поощрения конкуренции, то сейчас бы не шла речь о дешёвом спутниковом интернете, космическом туризме и доступности исследований.

В России точно также эти деньги могли бы быть направлены на развитие частной космонавтики, создающей новые технологии, сервисы и рабочие места, но Роскосмос тщательно охраняет свою территорию, прижимая частников судебными исками. Одних раздавили, а другим и не пробиться на рынок: даже список требований, которым надо соответствовать космической компании, является государственной тайной.

И не было бы вопросов к тратам 25 млрд рублей, если бы Роскосмос был просто крупной частной компанией, самостоятельно зарабатывающей на мировом рынке. Но Роскосмос – это госкорпорация, которая монополизировала космический рынок и живёт за счёт государства и госзаказов. В прошлом году из 22 космических пусков только 4 имели частных заказчиков. На рынке же иных космических услуг Роскосмос почти не представлен. Как недавно отмечал заместитель генерального директора Роскосмоса по экономике и финансам Максим Овчинников, 70% выручки госкорпорации поступает от госзаказов. И при этом есть просроченная задолженность на 35 млрд рублей…

В таких условиях тратить 25 млрд рублей просто на новые офисы, которые кардинально не меняют вообще ничего – это просто грабёж и распил бюджета! Ну чем не мародеры? Как показывает практика, завысить стоимость строительства в России – совершенно не проблема. На космодроме «Восточный» нажились, теперь пришла очередь НКЦ.

Толпы разорившихся голодных злых граждан и миллиарды на бесполезные, но дорогие коробки. Неужели власть в серьез полагает, что сейчас, когда напряжение в обществе столь велико, народ стерпит такой плевок от Рогозина, уподобившегося Марии Антуанетте (всем известно, что с ней сделали после рекомендации есть пирожные, если закончился хлеб)?

#Правительство #Роскосмос #Экономика #Аналитика #Политика #Бюджет #Коронавирус
Подпишитесь