Правительство России поручило Росавиации с 27 марта полностью остановить регулярное и чартерное авиасообщение со всеми странами за исключением рейсов, доставляющих российских граждан на родину.
Генеральный директор Ассоциации "Аэропорт" Гражданской авиации Виктор Горбачев в эфире радио Sputnik предварительно оценил возможные потери авиационной отрасли в сумму до 250 миллиардов рублей. По его словам, еще только предстоит точно подсчитать убытки, но уже и так понятно, что они будут катастрофическими.
"Уже примерно прикидывали, что, на сегодняшний день, по грубым подсчетам, авиакомпании потеряют, наверное, в пределах 150 миллиардов рублей. А вся гражданская авиация потеряет больше 200 миллиардов – около 250-ти, наверное. Потому что не только авиакомпании страдают – страдают аэропорты, которые не обслуживают воздушные суда. Страдают управления воздушным движением, потому что самолеты не летают. Страдают топливо-заправочные комплексы, которые не продают топливо, теряют все", – отметил Виктор Горбачев.
По словам Горбачева, поскольку потери несет вся экономика страны, все ее отрасли, сильно полагаться на прямую финансовую поддержку государства не приходится, однако российскую авиацию еще можно поддержать за счет определенных налоговых льгот, которые еще следует определить.
"Надо выходить на какие-то налоговые послабления – ведь у нас платятся и налоги в федеральный бюджет, и налоги в местные бюджеты... Наверное, надо будет как-то вылезать за счет этого", – полагает глава Ассоциации "Аэропорт".
Авиаотрасль страны и прежде несла огромные убытки от ситуации с пандемией коронавируса, но теперь она и вовсе стоит на грани выживания, сказал заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
По словам Смирнова, чтобы в сложившейся ситуации спасти авиационную отрасль страны, надо воспользоваться примером США и стран Евросоюза, предпринимающих свои эффективные меры по поддержки авиакомпаний.
"Уже пошел процесс сокращения самолетов, пилотов и инженеров. Если это будет продолжаться, то потом восстановить это будет очень сложно и даже невозможно, поскольку люди уходят. Задача состоит в том, чтобы поддержать гражданскую авиацию своей страны. США в это вкачивают многие сотни миллиардов долларов, европейские страны также этим занимаются. Я надеюсь, что наше правительство тоже созреет до таких шагов. Для России с ее площадями лишиться авиации, значит лишиться страны", – полагает Олег Смирнов.
По его мнению, от остановки международных полетов пострадает и внутреннее авиасообщение в России.
"Более 50% полетов из всех объемов приходится на международные. Доходы от международных полетов превышают 50% значительно, и они закрывают расходы от полетов внутри страны. Отмена полетов скажется на экономике авиации самым прямым и неприятным образом. Выход из положения только один: чтобы не лишиться всего воздушного транспорта, необходима серьезная помощь со стороны государства", – уверен авиационный эксперт.
18 марта правительство заявило о предоставлении отсрочки по уплате налогов и страховых взносов до 1 мая для туристических и авиакомпаний, которые понесли огромные убытки от распространения пандемии коронавируса. Однако очевидно, что эти меры по отсрочке не могут решить возникшие финансовые проблемы в крупнейших отраслях, несущих многомиллиардные потери.
Напомним, что с начала быстрого распространения коронавируса по всему миру, Россия ограничила сначала полеты в Китай. Потом список стран, с которыми было прекращено воздушное сообщение расширился - полеты прекратились в Германию, Италию, Францию и Испанию. С 16 марта был объявлен на запрет рейсов в страны ЕС, Норвегию и Швейцарию, с 20 марта - и с Великобританией, США и ОАЭ. Еще через несколько дней прекратились регулярные рейсы во все страны мира, за исключением полетов только в столицы ограниченного списка государств. Сегодня же, 26 марта было объявлено о полном прекращении международного воздушного сообщения с 27 марта кроме спецрейсов по вывозу россиян на родину.