О том, как отразилась пандемия коронавируса на политической ситуации в соседней Украине, и каковы могут стать ее последствия для администрации Зеленского, пишет на сайте Московского Центра Карнеги журналист Константин Скоркин.
Как известно, президент принял радикальные меры: объявил общенациональный карантин, закрыл границы для иностранцев, ввел в некоторых регионах, пострадавших от инфекции чрезвычайное положение, остановил метро в столице и общественный транспорт в городах. Многие сочли эти меры иррациональными, несущими невосполнимый ущерб экономике, но гуманитарный аспект для Зеленского важнее.
Это даже при высоком рейтинге президента грозит неприятностями, ведь украинцы тотально не доверяют любой власти. К тому же никуда не делась и непобедимая украинская коррупция, которая только расцветет в кризисной ситуации. Так уже начались скандалы в связи с сообщениями о том, что Украина осталась без медицинских масок, якобы проданных в Китай. Причем виновными сочли как раз близких к Зеленскому чиновников. Расследование по этим сообщениям только начались, а спекулянты уже задрали цены на маски...
Все уверены, что коррупционные скандалы только начинаются: борьба с эпидемией по традиции сталкивается с печальными реалиями страны, а суровость мер ограничивается халатностью их исполнения.Не внушает оптимизма и факт, что экономика страны находится на спаде, а стало быть карантинные меры ее только добьют. Тем более, что резервов в казне нет. Потому Зеленский и объявил кредитные и налоговые каникулы. Кроме того, он обратился за помощью к МВФ, а также призвал олигархов поддержать государство в этих условиях, взяв под кураторство конкретные регионы страны. К примеру, Ахметову достались Донбасс и Западная Украина, Коломойскому – Запорожье, Пинчуку – Днепропетровская область...
Скажутся на положении в стране и мировые экономические проблемы – всеобщее падение инвестиций, цен и спроса. что создает риск дефолта. Не добавляет радости то, что украинские трудовые мигранты, давно ставшие важным донором, должны были срочно покинуть Европу. А это в свою очередь может разогреть настроения евроскептицизма в обществе. К тому же всех тревожит равнодушие европейской бюрократии к проблемам Италии и Испании. Стало быть пророссийские настроения имеют шанс вырасти, правда этот рост будет зависеть от результатов борьбы с вирусом в самой России.
В этих условиях все большей критике подвергается сама система власти Зеленского с ближним кругом, который принимает важнейшие решения. К тому же эпидемия пришлась на важный период децентрализации региональной власти, реформа которой была призвана расширить полномочия выборных местных властей и заменить губернаторов, назначаемых из Киева, префектами с ограниченными полномочиями. Не секрет, что нынешним региональным властям такая перспектива не по нраву и они будут ей сопротивляться. Как, например, мэра Харькова Геннадий Кернес, который выступил против закрытия метро в своем городе-миллионнике. Так что Зеленский был вынужден публично пригрозить ему уголовным преследованием.
Отойдут на задний план и Крым с Донбассом, равно как и внимание к ним мирового сообщества, а стало быть получит лишние козыри Москва, и соответственно - лишний повод для недовольства – национал-патриоты. Так, соглашение о создании консультативной группы с участием представителей самопровозглашенных республик, уже вызвало со стороны радикалов обвинения Зеленского в легализации сепаратистов.Все это вместе может стать неподъемной задачей для команды Зеленского. Недаром же даже в более благополучной Европе ситуацию сравнивают со Второй мировой войной.
Вполне закономерным в связи с этим будет выглядеть усиление влияния силовиков, ответственных за карантинные мероприятия, и в первую очередь - министра внутренних дел Арсена Авакова, который уже требует введения общенационального ЧП, а также некоего «антикризисного плана», никак не входящего в его нынешние полномочия.Так что Украина вполне может вместе с остальным миром совершить поворот к изоляционизму и твердой руке.