Posted 25 марта 2020, 08:05
Published 25 марта 2020, 08:05
Modified 7 марта, 15:13
Updated 7 марта, 15:13
24 марта в Мосгорсуде судьей Наталией Симагиной была рассмотрена апелляционная жалоба адвоката Александра Тимошенко на избрание меры пресечения в отношении гражданки Узбекистана Мафтунахон Каримовой, оставившей грудного ребенка у входа в метро.
Софья Русова
Напомним, в феврале женщина, оказавшаяся в сложной жизненной ситуации, оставила ребенка у метро в надежде на то, что его кто-то подберет. Вскоре ее нашли и по решению Дорогомиловского районного суда заключили под стражу до 12 апреля.
Адвокат адвокатской палаты Москвы, член Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по рассмотрению спорных случаев по отобранию детей и защитник Мафтунахон Каримовой Александр Тимошенко считает, что женщина находилась в тяжелом психологическом состоянии, не имела средств к существованию и не видела никакого иного выхода, кроме того, как оставить ребенка в людном месте.
Изначально уголовное дело против Каримовой было возбуждено Дорогомиловским межрайонным следственным отделом следственного управления Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Москве по не очень тяжкой статье «Оставление в опасности» (Ст.125 УК РФ). И исходя из нормальной человеческой логики – это максимум того, в чём её можно было обвинить. Но позже женщине предъявили обвинение в совершении преступления по ч. 3 ст. 30 УК («Приготовление к преступлению и покушение на преступление») и п. «в» ч. 2 ст. 105 УК («Убийство малолетнего или другого лица в беспомощном состоянии»). Этот юридический ход следствия не совсем понятен непосвященному. Но если его перевести на простой язык, то это значит, что СК утверждает, что Каримова хотела убить младенца и была уверена, что сделала это. А то, что он на самом деле остался в живых, так это произошло «по независящим от её воли обстоятельствам».
Во время судебного процесса следствие настаивало, что в отношении Каримовой должна быть избрана мера пресечения связанная с лишением свободы: якобы женщина может скрыться от следствия и суда, а также «иным способом воспрепятствовать производству по уголовному делу».
До 15 лет лишения свободы
Выступая в Мосгорсуде 24 марта адвокат Тимошенко указал на грубые нарушения при возбуждении уголовного дела против Мафтунахон : «Дело против моей подзащитной возбуждено неустановленным лицом по статье 125 «Оставление в опасности», это так называемая «дознавательская» статья. Расследование проводится в форме дознания, дознавателем отдела внутренних дел. Закон в этом плане однозначен – никаких других
вариантов быть не может. Только дознание, только дознаватель внутренних дел. Однако постановление о возбуждении уголовного дела подписано следователем Следственного комитета и он же принял его к производству. Получается, что дело возбуждено не уполномоченным на то лицом. Согласно уголовно-процессуальному кодексу это является безусловным основанием к отмене постановления о возбуждении дела. Второе нарушение это то, что уголовное дело было возбуждено по одной статье, а предъявлено обвинение по другой», – отметил адвокат.
Адвокат предположил, что столь тяжкий состав и ведение дела Следственным комитетом связаны с тем, что оно получило резонанс и кто-то «наверху» мог дать команду «отработать по полной». А по этому обвинению женщине грозит до 15 лет лишения свободы.
За лучшей жизнью
Муфтанахон Каримова родилась в 1990 году в Узбекистане. Год назад она приехала в Россию, имея среднее техническое образование, но даже без начального уровня знания языка. До этого женщина жила в семье родителей и никогда не была замужем. «Из рассказов Муфтанахон я понял, что ее отец – домашний тиран, который постоянно бил мать. Мама вследствие побоев отца мать тяжело заболела. Когда она сказала отцу, что хочет поехать в Россию заработать деньги и вылечить маму, он просто выгнал ее из дома. Какое-то время девушка даже жила на улице», – рассказал адвокат.
Подруга помогла сделать ей загранпаспорт и вместе они уехали в Россию. В Санкт-Петербурге нашлась работа. Там Каримова познакомилась с соотечественником, стала с ним жить и забеременела. Позже со своим сожителем рассталась. По её словам он осужден и был отправлен отбывать наказание в Узбекистан.
Будучи беременной, девушка решила отправиться ближе к Москве и временно поселилась в подмосковном Наро-Фоминске. 26 ноября прошлого года у нее родился недоношенный ребенок. Женщина пережила тяжелые роды, после десяти дней в больнице ее выписали, но без ребенка. Забрать ребенка она смогла только 5 января.
Каримова рассказала, что работала везде, где могла: на стройке, в магазинах, в рыбном цеху, на других тяжелых работах. За это девушка получала тысячу рублей в сутки. Два-три дня в неделю ей удавалось работать, а ребенка приходилось брать с собой. Позже он заболел и Каримова обратилась к врачу, врач выписал лекарства, на последние деньги она пыталась лечить его сама в съемной комнате.
Пытаясь получить хоть какую-то поддержку она связалась с домом, но отец и брат сказали ей не возвращаться.
Драма у метро
«Тогда она решила отдать ребенка государству в надежде, что его смогут вылечить и выкормить. Обратилась за помощью в роддом – там ее не приняли, пошла в детский дом – там она тоже не достучалась ни до кого. Вернулась к себе, под утро ребенок кричал от голода. Она позвонила знакомому и решила отвести ребенка в Москву и оставить его в людном месте, где его быстро подберут», – рассказывает защитник Александр Тимошенко.
Закутанного в одеяло ребенка женщина положила у входа в метро, а знакомому, который ее подвез сказала, что малыша забрала свекровь. «Она была в таком состоянии, что не отдавала отчет в своих действиях. Позже хотела вернуться, забрать малыша, но было поздно. Ребенка уже забрали и передали медикам», – отмечает адвокат.
Защитник Каримовой уверен, что намерения причинить смерть ребенку у обвиняемой не было: «У нее было желание сделать так, чтоб ребенка забрали, чтоб его спасли. Она пыталась, как могла, помочь своему сыну. Но потом во многих СМИ прошла информация так: «мать-кукушка бросила ребенка, чтобы он умер».
Сейчас Каримова находится в московском СИЗО 6. Адвокат планирует навестить ее 2 апреля, если получит специальное разрешение от администрации СИЗО. Однако с 18 марта введен временный запрет на любые свидания в СИЗО, колониях и тюрьмах.
Консульский отдел посольства Узбекистана в России еще 21 февраля заявил, что дипмиссия взяла ситуацию на контроль и установила контакты с правоохранительными органами. Однако с адвокатом никто не связался. «Соотечественник в беде. Поддержать, проявить беспокойство, помочь, ходатайства, запросы... Ничего. Тишина, полный вакуум. Хочется верить, что просто еще информация не дошла. Жду от них инициативы. В остальном: это только начало, путь предстоит долгий», – подытожил адвокат.
Параллельно вместе с общественными правозащитными организациями защита Каримовой пытается решить вопрос с ее статусом: все это время женщина находилась на территории России нелегально и в случае ее освобождения высока вероятность того, что ее отправят в миграционный центр в Сахарово. Однако уже сейчас появились некоммерческие организации, готовые оказывать поддержку женщине и решить вопрос с ее местом проживания. В суд приехала директор фонда, который организовал приют для женщин в сложной ситуации в Подмосковье. Однако прокурор потребовал ее не допускать из-за карантина. В итоге женщина передала все необходимые документы о том, что они готовы взять к себе Матунахон адвокату.
Эти доводы защиты судьей не были услышаны: Мосгорсуд отказал в удовлетворении жалобы и женщина останется в СИЗО до середины апреля.
По словам Александра Тимошенко Мафтунахон теперь отказываться от ребенка не намерена и переживает по поводу его лечения: «Для неё сын это единственный свет в окошке. Надо видеть и чувствовать от какой безумной безнадёги и ужаса жизни Мафтунахон пошла на этот шаг и оставила ребёнка»