Сергей Львов
Начнем с воскресной новости от "Немецкой волны":
"Власти Германии готовят комплексный пакет мер по поддержке экономики в условиях пандемии легочного заболевания COVID-19, вызываемого коронавирусом SARS-CoV-2. Среди прочего, он предусматривает дополнительные бюджетные ассигнования на поддержку самозанятых граждан, а также малых и микропредприятий, заявил министр финансов ФРГ Олаф Шольц (Olaf Scholz) в субботу, 21 марта.
Из этого сообщения следует, что глава финансового ведомства и его коллеги по федеральному правительству Германии работают по выходным, пытаясь в пожарном порядке поменять экономическую политику страны, внести поправки в бюджеты разных министерств и ведомств.
При этом масштаб финансовых вливаний - огромен! Читаем дальше:
"На эти цели могут направить до 50 млрд евро... Документ должен быть одобрен федеральным кабинетом министров 23 марта. Он предусматривает еще 400 млрд евро для покрытия обязательств компаний и 100 млрд евро - для специальных программ немецкого банка развития KfW.Кроме того, власти готовят пакет мер социальной поддержки населения. Так, Берлин намерен упростить доступ к социальному пособию по безработице Hartz-IV, а также запретить арендодателям расторгать договоры с квартиросъемщиками из-за задолженности в период пандемии".
Таким образом, не считая специальных социальных программ (пока, наверное, их не успели просчитать в евро), первоочередные затраты Германии на поддержку экономики составят 550 миллиардов евро. В российской валюте - это более 47 триллионов рублей.
Может быть, немцы настолько богаты, что готовы не глядя тратить полтриллиона евро?
Ничего подобного! Бюджет Германии на 2020 год составляет 362 миллиарда евро.
И это что же получается? "Поствирусная" поддержка экономики и социума в полтора раза больше годового бюджета ведущей страны ЕС? Именно так! Ведь скорее всего она рассчитана не на один год.
Заявляя эти гигантские цифры, Минфин Германии даёт понять и бизнесу, и населению, что власть ЗНАЕТ о грядущих проблемах, что власть НЕ ОСТАВИТ страну наедине с надвигающейся бедой. Поэтому не стоит склеивать ласты и паниковать.
Если же погуглить тему, то выясняется, что и правительства Англии, Канады, США и ряда других стран заняты выработкой аналогичных мер. В Америке, например, речь идёт о 850 миллиардах долларов...
А что же наш Белый дом? Чем отчитался в предыдущие дни, включая выходные?
Да почти ничем.
Вчера, как писали "НИ", в Торгово-промышленной палате заявили, что около трех миллионов предпринимателей могут прекратить работу, если ситуация с распространением вируса затянется. Под угрозой безработицы оказались более 8,6 млн человек.
По данным опроса ТПП в регионах, каждое третье предприятие малого бизнеса полагает, что при снижении спроса сможет продержаться всего только один квартал. Половина их владельцев признают, что снова открыть бизнес в ближайшее время они уже не смогут.
По идее, угроза получить 8,6 миллиона безработных, резкое снижение налоговых и акцизных платежей в бюджет, а в итоге и социальную катастрофу образца 1991 года просто обязана мобилизовать правительство, Думу, губернаторов на экстренную работу без выходных и праздников, переверстку бюджетов, открытие "кубышек" и заначек и пересмотр всех необязательных и сомнительных в кризис трат, в том числе и на военные цели.
Однако в ответ мы видим лишь разовые, копеечные меры.
Так, по решению правительства пандемию уже планируют признать форс-мажором при госзакупках. По другим контрактам предприниматели тоже могут избежать неустоек и штрафов, но только в том случае, если им удастся доказать, что именно коронавирус или его последствия помешали выполнить обязательства перед заказчиками.
Накануне глава правительства Михаил Мишустин объявил о введении российским правительством трехмесячного моратория для малого и среднего бизнеса по выплате страховых взносов, а также об отсрочке уплаты арендных платежей для тех, кто арендует государственное или муниципальное имущество.
Также правительство дало рекомендацию банкам о реструктуризации кредитов физических лиц. Кроме того, были названы такие меры, как поддержание доступности ипотеки, снижение регуляторной, надзорной нагрузки на финансовые организации.
И это - все, что способна предложить власть? А если только это, то сколько оно стоит в рублях?
На днях называлась сумма в 300 миллиардов рублей. Сегодня - на фоне затрат западных стран - понятно, что 4 миллиарда долларов - это сущие копейки, которых никто из реальных жертв кризиса в России и не увидит.
Ранее своим мнением о подобных мерах поддержки в отношении конкретно малого бизнеса в России в беседе с "Новыми Известиями" поделился управляющий партнёр "Management Development Group" Дмитрий Потапенко, заявив, что требуется не отсрочка, а отмена всех налогов для малого бизнеса, минимум вплоть до 1 июля.
"Причём обнулять задним числом, начиная с 1 января 2020 года. У нас, пока разработают меры, закончится любая эпидемия. А бизнес, понятно, сдохнет. Я предполагаю, что закроется до 70% малых предприятий", - полагает эксперт.
"Разорятся очень многие. То, что предложило правительство – мораторий на страховые выплаты – это имитация бурной деятельности. Они ещё бы написали, что водителям маршруток разрешено не класть коврики на пол. Так можно составить длинный список того, что якобы можно сделать", - считает Дмитрий Потапенко.
Но что-то подсказывает, что в данном конкретном случае прав скорее Потапенко, нежели Силуанов и прочие сладкоголосые спикеры от власти, обещающие инфляцию по итогам года не выше 4 процентов и сытую жизнь за счет ранее накопленных резервов на 10 лет вперед.
Ребята, вы серьёзно верите в эту ахинею? И что деньги из резервных фондов дойдут до какого-нибудь торговца одеждой, разорённого из-за коллапса розничной торговли? И ещё до миллионов людей, так или иначе завязанных на потребительский спрос, падающий со скоростью новейшей гиперзвуковой ракеты?
Так что, ребята и девчата-министры, пора вам вылезти из дворцов, вилл и особняков, покинуть винные погреба и бани с персональными бассейнами (судя по декларациям, у вас этого добра навалом) и сочинить ПОНЯТНУЮ ОБЩЕСТВУ программу выхода из экономического и социального коллапса.
А если не сделаете, то не говорите потом, что у вас какая-то там пятая или десятая колонна виновата...
НЕОБХОДИМОЕ ДОПОЛНЕНИЕ
Для информирования граждан публикуем полный текст документа "О мерах по обеспечению устойчивости экономического развития" от 17 марта 2020 года. Редакция готова дать приз любому читателю, кто найдет в нем хотя бы одну цифру затрат, на которые наше правительство готово расщедриться во имя пострадавших в кризис.
Итак:
"Правительство и Центральный банк Российской Федерации принимают оперативные меры против экономического влияния коронавируса и волатильности на глобальных финансовых и сырьевых рынках. Правительство и Центральный банк благодаря ответственной макроэкономической политике последних лет обладают достаточным объёмом финансовых ресурсов. Правительство и Центральный банк будут принимать все необходимые для обеспечения экономической устойчивости и финансовой стабильности меры.
Пока невозможно точно определить всю глубину влияния на экономику России, поскольку значимые экономические и финансовые показатели будут доступны позже из-за характерной для них временной задержки. Тем не менее некоторые компании уже ощутили на себе воздействие этих факторов. Снижение внешнего спроса, проблемы с поставщиками комплектующих из-за границы, волатильность конечного спроса, доступность финансовых средств – всё это оказывает влияние на принимаемые банками и компаниями решения.
Правительство и Банк России вводят пакет мер поддержки, чтобы минимизировать последствия этих факторов для населения и экономики.
Правительство противостоит негативным последствиям мерами бюджетной и экономической политики, Банк России использует инструменты предоставления ликвидности, а также меры в сфере банковского и в целом финансового регулирования.
Первоочередными в текущей ситуации являются задачи в сфере здравоохранения. Правительство гарантирует выполнение своих обязательств в этой сфере. Ответственным за действия в этой сфере является оперативный штаб под руководством Голиковой Татьяны Алексеевны.
Экономический пакет
Правительство и Центральный банк при реализации мер реагирования считают приоритетным минимизацию негативного влияния сложившейся ситуации на граждан России. Пакет принимаемых Правительством и Банком России мер направлен на достижение трёх приоритетных задач:
Ответственным за разработку и реализацию соответствующего пакета мер, мониторинг состояния ключевых отраслей и системообразующих предприятий является оперативный штаб под руководством Первого заместителя Председателя Правительства Белоусова Андрея Рэмовича.
Правительство и Банк России уже приняли ряд мер, который обеспечил стабилизацию российского финансового рынка в период повышенной волатильности с 9 по 13 марта.
Банк России продолжит обеспечивать рынки необходимой рублевой и валютной ликвидностью, а также при необходимости будет использовать регуляторные меры, облегчающие адаптацию финансовых организаций к динамично меняющимся рыночным условиям.
При реализации прочих мер экономического пакета Правительство и Банк России будут исходить из принципа безусловного сохранения финансовой стабильности.
2.1. Меры в отношении авиационного транспорта и туристической деятельности.
Авиационный транспорт и туризм испытывают в настоящий момент наиболее серьёзное негативное влияние. В том числе из-за ограничений и введённых по всему миру мер в рамках борьбы с распространением коронавируса.
Правительством уже принято решение по организации отсрочки взыскания налоговых платежей в этих отраслях. В дальнейшем мера может быть расширена на другие пострадавшие отрасли и предприятия. Туристические компании временно, до конца года будут также освобождены от уплаты взносов в резервный фонд ассоциации «Турпомощь» и взносов в фонды персональной ответственности.
Банк России предоставил банкам возможность работать с заёмщиками в сфере транспорта и туризма (кредитовать или реструктурировать кредиты) без ухудшения оценок их финансового положения. Со своей стороны Правительство будет предоставлять государственные гарантии в целях реструктуризации и пролонгации кредитов. Эти меры позволят реструктурировать и пролонгировать кредиты, чтобы долговая нагрузка не стала фактором снижения стабильности компаний этих отраслей.
Главной задачей является сохранение ликвидности компаний из этих отраслей и их финансовой устойчивости, чтобы обеспечить их непрерывное функционирование до выяснения долгосрочных перспектив развития ситуации. Дополнительные решения по поддержке отдельных компаний пострадавших отраслей будут приняты в рамках работы специально созданной комиссии.
Банк России также смягчил требования к банкам, чтобы дать дополнительные возможности по кредитованию отрасли производства лекарственных средств и медицинского оборудования.
2.2. Меры в отношении других отраслей и секторов экономики.
Меры поддержки в первую очередь будут касаться отраслей, оказавшихся под наиболее серьёзным влиянием негативных факторов.
Правительство утвердит обновлённый список системно значимых компаний. Совместно с Банком России создана специальная группа по мониторингу их финансового состояния. Решения о мерах дополнительной поддержки в рамках компаний данного списка будут приниматься оперативным штабом в случае необходимости.
Существующие программы кредитования малых и средних предприятий будут расширены. Правительство приняло решение по расширению программы льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса: снимаются ограничения по видам кредитования и отраслям и увеличивается размер субсидий. При этом объём субсидирования по кредитам сроком до двух лет увеличивается на один процентный пункт. Также расширяются программы гарантийной поддержки кредитования малых и средних предприятий со стороны Корпорации МСП.
Правительством вместе с региональными властями также будет принято решение о введении отсрочки по уплате арендных платежей на срок три месяца для субъектов МСП – арендаторов государственного или муниципального имущества.
Со своей стороны Банк России также готов снять ограничения по перечню отраслей и повысить финансовую привлекательность своей программы рефинансирования кредитов МСП.
При необходимости Центральный банк будет готов расширить на компании МСП меры по неухудшению оценки их финансового положения, уже объявленные в сфере туризма и транспорта.
В случае появления новых отраслей, испытывающих серьёзные временные трудности, связанные с распространением коронавируса или мерами по ограничению его распространения, Банк России будет готов оперативно распространять на них аналогичные меры по неухудшению оценки финансового положения. Также Банк России в случае необходимости будет готов принимать и другие регуляторные меры, направленные на смягчение подстройки финансовой системы и экономики к новым условиям.
Правительство также приняло решение об изменении подхода к государственным контрактам по поставщикам, попавшим под негативное влияние сложившейся ситуации, в целях неприменения штрафных санкций. Подобный подход будет использован и в отношении штрафных санкций при несоблюдении мер валютного контроля для несырьевого экспорта.
Одной из ключевых задач в текущей ситуации является обеспечение стабильной работы торговой отрасли. Правительство будет на ежедневной основе оценивать ситуацию и при необходимости будет готово реализовать дополнительные меры поддержки в целях обеспечения достаточных запасов социально значимой продукции, в том числе предоставление краткосрочных льготных кредитов на пополнение оборотных средств. Уже также принято решение об обнулении импортных пошлин и расширении практики использования таможней «зелёного коридора» по отдельным видам социально значимых товаров.
Государственным компаниям рекомендуется учитывать временный характер сложившейся ситуации при принятии решений по операционным и инвестиционным расходам.
Ключевым среднесрочным фактором обеспечения стабильности доходов населения является сохранение занятости и бесперебойности выплат заработных плат.
Правительство примет решение о соответствующих выплатах по больничным оказавшимся на обязательном карантине.
В июле должны начаться выплаты по уже объявленным мерам поддержки семей с детьми от трёх до семи лет, которые окажут поддержку семьям в непростой жизненной ситуации.
Правительством не планируется в текущем году сокращение бюджетных расходов относительно запланированного уровня. Министерством финансов в режиме реального времени будет осуществлён мониторинг сбалансированности региональных бюджетов, и по мере необходимости им будет оказана необходимая финансовая поддержка.
Заключение
Полный экономический эффект от происходящих событий на настоящий момент не может быть предсказан, поэтому пакет реализуемых мер будет расширяться в случае необходимости. Правительством в рамках бюджетных параметров текущего года может быть использован резерв в 300 млрд рублей для обеспечения первоочередных потребностей в расходах, а также увеличен лимит государственных гарантий.
Правительством Российской Федерации при тесном взаимодействии с Банком России и региональными властями будет сделано всё необходимое для стабилизации ситуации, чтобы минимизировать негативные последствия для граждан.