«Мы оцениваем сейчас, к сожалению, очень высокую цифру — около трех миллионов предпринимателей могут прекратить свою деятельность, если будут продолжаться такие сложные экономические процессы. Важно сейчас сохранить основную часть нашего бизнеса», — цитирует корреспондент РБК вице-президента ТПП Елену Дыбову.
По данным опроса ТПП в регионах, каждое третье предприятие малого бизнеса полагает, что при снижении спроса сможет продержаться всего только один квартал. Половина их владельцев признают, что снова открыть бизнес в ближайшее время они уже не смогут.
Как отметила Дыбова, многие могут обанкротиться просто из-за формальных причин, а по закону после банкротства можно начать новое дело только спустя три года.
По решению правительства пандемию уже планируют признать форс-мажором при госзакупках. По другим контрактам предприниматели тоже могутизбежать неустоек и штрафов, но только в том случае, если им удастся доказать, что именно коронавирус или его последствия помешали выполнить обязательства перед заказчиками.
Форс-мажором признаются чрезвычайные и непредвиденные обстоятельства. Это стихийные бедствия, пожары, массовые заболевания, военные действия, теракты и санкции государств.
Эпидемия является классическим форс-мажором, прокомментировал РБК партнер таможенной практики Bryan Cave Leighton Paisner Russia Владимир Чикин. Гражданский кодекс дает общее определение форс-мажора. В договорах же прописываются частные случаи, пояснил юрист. Форс-мажор имеет место только при наличии контракта.
«Если между сторонами не оформлен договор, то никаких оснований говорить о форс-мажоре нет», — пояснил вице-президент ТПП Вадим Чубаров. Не являются форс-мажором предпринимательские риски: изменение курсов валют, отсутствие на рынке нужных товаров, отсутствие у должника средств и т.п. Также не признается форс-мажором нарушение обязательств со стороны контрагентов.
«Если запрет не оформлен документами, о форс-мажоре говорить нельзя», — отметил директор юридического департамента ТПП Сергей Васильев.
В ТПП отметили, что значительная часть участников малого и среднего бизнеса являются арендаторами точек в торговых центрах и на рынках.
Агентство приводит пример, когда ранее губернатор Подмосковья Андрей Воробьев выпустил постановление о закрытии всех торговых центров. Позже в администрации заявили о «технической ошибке», и документ был аннулирован и выпущен новый, в котором речь идет о закрытии только кинотеатров в ТЦ.
ТПП обратится в правительство с требованием, «чтобы появились внятные документы: если власть хочет закрыть ТЦ, должен быть указ, чтобы предприниматели могли на него ссылаться для подтверждения форс-мажора», прокомментировала ситуацию вице-президент ТПП.
Накануне глава правительства Михаил Мишустин объявил о введении российским правительством трехмесячного моратория для малого и среднего бизнеса по выплате страховых взносов, а также об отсрочке уплаты арендных платежей для тех, кто арендует государственное или муниципальное имущество.
Также правительство дало рекомендацию банкам о реструктуризации кредитов физических лиц. Кроме того, были названы такие меры, как поддержание доступности ипотеки, снижение регуляторной, надзорной нагрузки на финансовые организации.
Ранее своим мнением о подобных мерах поддержки в отношении конкретно малого бизнеса в России в беседе с "Новыми Известиями" поделился управляющий партнёр "Management Development Group" Дмитрий Потапенко, заявив, что требуется не отсрочка, а отмена всех налогов для малого бизнеса, минимум вплоть до 1 июля.
"Причём обнулять задним числом, начиная с 1 января 2020 года. У нас, пока разработают меры, закончится любая эпидемия. А бизнес, понятно, сдохнет. Я предполагаю, что закроется до 70% малых предприятий", - полагает эксперт.
"Разорятся очень многие. То, что предложило правительство – мораторий на страховые выплаты – это имитация бурной деятельности. Они ещё бы написали, что водителям маршруток разрешено не класть коврики на пол. Так можно составить длинный список того, что якобы можно сделать", - считает Дмитрий Потапенко.