О том, насколько серьезно политики относятся к пандемии, красноречиво свидетельствует этот факт: вчера, 19 марта канцлер Германии Ангела Меркель выступила перед гражданами Германии с телеобращением по поводу эпидемии коронавируса :
«Дорогие сограждане, коронавирус серьезнейшим образом меняет жизнь в нашей стране.
Наши представления о привычном, об общественной жизни, о социальных контактах - все это подвергается небывалому испытанию.
Миллионы из вас не могут ходить на работу, ваши дети не могут ходить в школы или детские сады, закрыты кинотеатры и магазины, и - что, наверное, сложнее всего - всем нам не хватает контактов с другими людьми, которые обычно составляют неотъемлемую частью нашей жизни.
В такой ситуации у каждого из нас возникает множество вопросов и большая озабоченность по поводу того, что будет дальше.
Сегодня я обращаюсь к вам таким непривычным образом, потому что хочу рассказать, чем я как федеральный канцлер и все мои коллеги в правительстве Германии руководствуемся в нынешней ситуации.
Одна из черт открытой демократии заключается в том, что мы соблюдаем прозрачность принятия политических решений и разъясняем эти решения.
Что мы как можно более тщательно обосновываем наши действия и информируем о них, чтобы они были понятны. Я твердо верю, что мы справимся с этой задачей, если действительно все граждане воспримут её как СВОЮ задачу. Поэтому скажу: ситуация серьезная.
И прошу вас воспринимать её всерьёз. С момента воссоединения Германии, да что говорить: со времен Второй мировой войны наша страна не сталкивалась с вызовом, перед лицом которого столь решающими были бы наши общие, солидарные действия.
Хочу пояснить, на каком этапе эпидемии мы находимся сейчас и что делается правительством Германии и государственными структурами, чтобы защитить всех членов нашего общества и ограничить экономический, социальный и культурный ущерб. И еще я хочу, чтобы вам стало понятно, почему для этого необходимо ваше личное участие и что именно может сделать каждый из вас. Что касается эпидемии: все, что я говорю вам, основывается на результатах непрерывных консультаций правительства Германии с экспертами Института им. Роберта Коха и другими учеными и вирусологами.
Во всем мире ведутся неустанные научные исследования, но пока еще не существует ни методов лечения, ни вакцины против коронавируса.
И пока это так, мы можем сделать лишь одно, и именно этим мы руководствуемся во всех наших действиях: замедлить распространение вируса, растянуть его на месяцы и тем самым выиграть время.
Время для того, чтобы ученые смогли разработать лекарство и вакцину.
Но в первую очередь время для того, чтобы заболевшие могли получить оптимальное лечение. В Германии у нас есть отличная система здравоохранения, возможно, одна из самых лучших в мире. Это вселяет надежду.
Но и наши больницы не справились бы, если бы в кратчайшее время в них поступило бы слишком много пациентов с тяжелым течением коронавирусной инфекции. Это не просто абстрактные цифры статистики, это - отцы и дедушки, матери и бабушки, спутники жизни, люди. А мы - это общество, в котором важна каждая жизнь, важен каждый человек.
Сейчас я хочу обратиться в первую очередь ко всем тем, кто - будь то врачом или медсестрой или выполняя какую-то другую задачу - работает в наших больницах и в сфере здравоохранения.
В этой борьбе ради всех нас вы стоите на передовой. Вы первыми видите больных и то, насколько тяжело может протекать заболевание от инфекции.
Вы каждый день снова и снова идете на работу и делаете свое дело ради людей.
Вы выполняете титаническую задачу, и за это я от всего сердца хочу поблагодарить вас.
Итак: речь идет о том, чтобы замедлить распространение вируса в Германии.
При этом - и это фундаментально - мы должны сделать следующее: по возможности ограничить общественную жизнь.
Конечно, это следует делать разумно и рационально, так как государство будет продолжать функционировать, снабжение населения будет обеспечено, и мы стремимся сохранить экономическую деятельность, насколько это возможно.
Но все, что может угрожать людям, что может нанести ущерб каждому отдельному человеку или всему обществу, мы должны сейчас свести к минимуму.
Риск заразить другого или заразиться мы должны сократить настолько, насколько это возможно.
Я знаю, насколько серьезны ограничения уже сейчас: отменены мероприятия, ярмарки, концерты, на какое-то время не будет занятий в школе и в университете, будут закрыты детские сады, нельзя будет играть на детской площадке.
Я осознаю, насколько серьезно те ограничения, о которых была достигнута договоренность на федеральном и земельном уровнях, влияют на нашу жизнь и наши представления о демократии.
Таких ограничений в Федеративной Республике Германия не было еще никогда.
Уверяю вас: для меня как человека, для которого свобода путешествий и передвижения стала правом, завоеванным ценой огромных усилий, такие ограничения могут быть оправданными только при крайней необходимости.
В условиях демократии решение о них никогда не должно приниматься необдуманно и всегда должно быть лишь временным, однако сейчас они необходимы для спасения жизней.
Поэтому с начала недели введен более строгий контроль на границах и действуют ограничения для въезда из некоторых важнейших для нас соседних стран.
Для сектора экономики, для больших и для малых предприятий, магазинов, ресторанов, для представителей свободных профессий сейчас очень трудное время. Ближайшие недели будут еще труднее.
Хочу вас заверить: правительство Германии делает все, что в его силах, чтобы смягчить экономические последствия и, прежде всего, чтобы сохранить рабочие места.
Мы можем использовать и используем все средства, необходимые для того, чтобы помочь нашим компаниям и работникам выстоять в этом трудном испытании.
Все могут рассчитывать на то, что будет обеспечено бесперебойное снабжение продуктами питания, и если полки опустеют на один день, то они будут снова заполнены. Всем, кто делает покупки в супермаркетах, я хочу сказать: иметь запасы целесообразно и было целесообразно всегда. Но в меру; набивать кладовые так, как будто напоследок, бессмысленно и в конечном счете совершенно несовместимо с принципом солидарности.
Хочу также высказать слова благодарности в адрес тех, кого благодарят слишком редко.
Тот, кто в эти дни сидит на кассе в супермаркете или заполняет полки, выполняет одну из самых трудных задач в эти дни. Спасибо, что вы делаете это для ваших сограждан и в буквальном смысле заботитесь о хлебе насущном.
А сейчас о том, что на сегодня представляется мне самым важным: все принимаемые государством меры пройдут впустую, если мы не применим самое действенное средство против слишком быстрого распространения вируса: это средство - мы сами.
Каждый из нас без исключения может заразиться вирусом, и поэтому каждый должен сейчас помочь.
Первым делом приняв всерьёз то, о чем сегодня идет речь. Не впадая в панику, но ни на секунду не допуская мысли, что один человек ничего не решает.
Мы не можем обойтись ни без кого из вас. В счет идет каждый, и необходимы усилия всех нас.
Эпидемия демонстрирует, насколько все мы уязвимы, насколько мы зависим от вдумчивого поведения других, но одновременно: как общими усилиями мы можем защититься и придать друг другу сил.
Необходимо участие каждого.
Мы не обречены на то, чтобы пассивно мириться с распространением вируса.
У нас есть средство против этого: заботясь о других, мы должны соблюдать дистанцию.
Рекомендации вирусологов однозначны: отказаться от рукопожатий, часто и тщательно мыть руки, соблюдать дистанцию не менее полутора метров друг от друга и лучше всего свести к минимуму контакты с очень пожилыми людьми, потому что они относятся к числу особенно уязвимых.
Я знаю, насколько сложно выполнять то, чего от нас требуют. Именно в трудных ситуациях нам хочется быть близкими друг к другу.
Заботу мы привыкли ощущать как физическую близость или прикосновение.
Но сейчас, к сожалению, правильно противоположное. И это должны понять действительно все: сейчас только дистанция может служить знаком заботы.
Навестить кого-то из самых добрых побуждений, совершить поездку, без которой можно было обойтись - все это может привести к заражению и поэтому от всего этого действительно следует отказаться.
Не зря эксперты говорят: бабушкам и дедушкам не следует сейчас встречаться с внуками.
Каждый, кто избегает ненужных встреч, помогает всем тем, кому в больницах с каждым днем приходится лечить все больше и больше больных.
Так мы спасем жизни.
Для многих это будет трудно, и будет крайне важно сделать так, чтобы никто не оставался один, чтобы заботу получали те, кто нуждается в поддержке и ободрении.
Мы как семьи и как общество найдем другие формы оказания поддержки друг другу.
Уже сейчас есть самые разные формы сопротивления вирусу и его социальным последствиям.
Уже сейчас внуки записывают для своих бабушек и дедушек подкасты, чтобы они не чувствовали себя одинокими.
Все мы должны найти пути, чтобы демонстрировать симпатию и дружбу: Скайп, телефон, электронная почта или, может, снова начать писать письма.
Ведь почта будет работать.
В эти дни мы узнаём о замечательных примерах соседской помощи пожилым людям, которые не могут ходить за покупками.
Уверена, что можно придумать еще много всего и что мы как общество покажем, что мы не бросаем друг друга в трудную минуту.
Я призываю вас: придерживайтесь правил, которые вводятся на ближайшее время.
Мы, правительство, снова и снова будем задумываться над тем, какие меры можно пересмотреть, но и над тем, что возможно, будет необходимо дополнительно.
Ситуация постоянно меняется, и мы будем сохранять способность адаптироваться, чтобы в любой момент начать мыслить иначе и реагировать при помощи других инструментов.
И эти наши действия мы тоже будем разъяснять.
Поэтому прошу вас: не верьте слухам, а только официальным сообщениям, которые мы всегда переводим на множество языков.
Мы - демократия. Мы живем не принуждениями, а информацией, которой мы делимся, и участием каждого.
Перед нами - историческая задача, и решить её мы сможем только сообща.
Я полностью уверена, что мы преодолеем этот кризис. Но сколь велики будут жертвы?
Скольких любимых нами людей мы потеряем?
В большой мере это зависит от нас самих.
Сейчас мы можем реагировать - решительно, все вместе. Мы можем принять введенные ограничения и поддержать друг друга.
Сегодняшняя ситуация серьезна и открыта.
Это означает, что все будет зависеть не только, но в том числе и от того, насколько дисциплинированно каждый из нас будет следовать правилам и соблюдать их.
Даже если нам еще никогда не приходилось сталкиваться с подобной ситуацией, мы должны продемонстрировать, что мы можем действовать от души и разумно, тем самым спасая жизни.
Спрос сейчас с каждого без исключения и поэтому - с нас всех.
Берегите себя и своих близких.
Благодарю вас...»