В начале февраля 2020 года соцсети заполонили снимки с полупустыми прилавками в продовольственных магазинах в регионах, соседними с Китаем. Народ закупался привычным для смутных времен набором: крупы, макароны, сахар, соль.
Сейчас, в марте, простой житейский вопрос о том, что будут есть граждане, если границу с Китаем закроют, снова встает весьма остро. И поток фотографий в соцсетях на убыль не идет.
"Все время, пока мы давили бульдозерами еду, имитируя импортозамещение и независимость, с нами был Китай. Из-за коронавируса границу с ним мы перекрыли всего на два дня. На третий открыли, поскольку закончилась еда", - пишет журналист "Эха Москвы" Сергей Асланян в своем блоге.
"Не утратив бодрых интонаций, отчеты о наших успехах теперь выглядят иначе: предприятия докладывают на какой период у них осталось китайских запасов. В лидерах те, у кого на месяц", - отмечает Асланян.
Пессимистические (панические, если угодно) настроения разделяют не все.
Например, ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" не ожидает дефицита продуктов в России. Об этом заявил ТАСС исполнительный директор организации Дмитрий Востриков. Он объяснил это тем, что производство в стране превышает потребление.
Также Востриков отметил, что нагрузку спроса сейчас почувствовали только интернет-магазины, где срок исполнения и доставки заказов вырос до нескольких дней. Но и это, по мнению Вострикова, продлится недолго.
"Если вы закупились мешком гречки или несколькими коробками макарон, понятно, что в ближайший год вы эти продукты покупать не будете", — пояснил Дмитрий Востриков.
Отметим, что российские потребители скупают продукты в запас не только из-за фотографий с пустыми полками в магазинах. Граждане опасаются повышения цен из-за резкого роста курса доллара. Что мешает, например, магазину перерисовать ценники на товарах, закупленных по предкризисным расценкам?
Дмитрий Потапенко, управляющий партнёр "Management Development Group" в беседе с "НИ" выразил мнение, что пустых полок в магазинах на Дальнем Востоке не будет. Но ассортимент точно станет скуднее.
"Засада заключается в том, что проблема Дальнего Востока – это проблема логистики. Поскольку они сидели на поставках из Китая. Но все, кто работает с китайцами знают, что они никогда не работают до 1 марта. Это – общая практика. Они там празднуют Новый год, потом раскачиваются. Поэтому обычно все склады тарятся заранее. Понятно, что это всё не «пупочка в пупочку», всё делается под поставку, поэтому где-то чего-то больше.
Но сегодня уже 16 марта, по сути – вторая декада марта, то исчезает ассортимент, поскольку Китай не нажал кнопку «ВКЛ» на производственный площадях и логистических цепочках. Пока будет серьёзное ухудшение ассортимента на 20% - 25%, но это проблема ритейла, который должен шевелить попой и обеспечивать товарами народного потребления наше замечательное советской население, которое в едином трудовом порыве приходит тратить свои заработанные советские рубли.
Перебои есть, но верховному правителю не придётся собственноручно возить туда картошку мешками. Я люблю наших предпринимателей, но вообще-то это наша задача нивелировать все шоки экономики, которые приносят наши правители, но что делать? Ты живёшь в стране, в которой правители – разгильдяи, но это не означает, что и ты должен быть разгильдяем", - пояснил Дмитрий Потапенко.