Posted 14 марта 2020, 07:25

Published 14 марта 2020, 07:25

Modified 7 марта, 14:54

Updated 7 марта, 14:54

Жители юго-запада Москвы объединяются в единый фронт против метростроя

14 марта 2020, 07:25
Сюжет
Метро
Строительство новой ветки метро уже второй год вызывает протесты москвичей, которые утверждают, что эта ветка им не только не нужна, но и способна разрушить их дома, из которых они никуда не собираются выселяться. Слово - гражданскому активисту Лилии Баласановой.

Москвичка ЛИЛИЯ БАЛАСАНОВА:

- Художник – мирная профессия, но в субботу я откладываю в сторону кисть и иду на фронт. Потому что над моим домом на ул. Дм. Ульянова, 4 нависла опасность, риск разрушения, связанный с прокладкой новой линии метро, высок у всех трех районов нашего округа. Нам надо защищаться! Мы не имеем права приносить в жертву неповторимый облик наших районов и обрекать на гибель свой мир.

Кто мы такие? Коалиция жителей Юго-Запада и муниципальных депутатов Гагаринского, Академического, Ломоносовского районов Москвы. Мы создали единый фронт гражданского сопротивления нецелесообразному и вредному градостроительному решению. Второй год идет протестная компания против проекта нового участка Коммунарской линии метро от станции «улица Новаторов» до станции «Севастопольский проспект». Строительство этого участка еще не началось, но о силе его продавливания можно судить и по публичным слушаниям, которые проводились с грубейшими юридическими нарушениями, и по наглым фальсификациям, и по откровенному обману граждан высшими должностными лицами мэрии. Несмотря на это 27 тысяч человек высказались на публичных слушаниях однозначно против проекта. Такое количество людей – это не «горстка недовольных», это население небольшого города. Протест жителей активно поддержан муниципальными депутатами наших районов. Тем не менее, за последний год префектура ЮЗАО 12 раз отказывала нам в проведении митинга и лишь 13-ю заявку согласовала на воскресенье в парке «Академический». Нет сомнений: будет многолюдно и жарко.

Вопреки расхожему мнению, мы не противники метро и не враги развития транспорта. Мы против конкретного вредоносного градостроительного решения, которое заберет из бюджета 69 миллиардов рублей.

В это трудно поверить, но контракт на строительство уже заключен. Без экспертиз, без соблюдения нормативов и в обход всех существующих законов. В проекте, представленном на экспозиции, нет ни расчетов, ни фамилий, ни печатей, путаные цифры и стоковые фото, из открытых интернет ресурсов в качестве «доказательства», что жителям «сделают хорошо».

Самое удивительное, что новых станций жители наших районов, (Академического, Гагаринского и Ломоносовского), не получат. Станции будут дублировать уже существующие - Академическую и Университет. У нас есть все основания считать, что делается это ради интересов крупных застройщиков. На месте Площади Хо Ши Мина, например, планируется выстроить транспортно-пересадочный узел, комплекс высоток (20-30 этажей), куда входит торгово-развлекательный центр, гостиница, офисы. Проектная нагрузка на Академическую - 230 000 человек в день. Это в 5-6 раз больше, чем сейчас. Остается непонятным, откуда и куда будет перемещаться эта масса людей через наши районы. Целесообразность прокладки этой части ветки остается недоказанной. Проектируемый участок метро не имеет никакого отношения к реальным нуждам граждан. Он не только не принесет абсолютно никакой пользы Юго-Западному округу, который отлично обеспечен всеми видами транспорта, но и в ближайшие годы не будет востребован жителями Новой Москвы, вымышленными интересами которых прикрываются чиновники и авторы проекта.

Тем не менее, ради этого протаскивается чудовищный проект линии метро через несколько районов - по жилым домам, напролом, самым опасным методом.

Линия метро мелкого заложения будет проходить непосредственно под уникальным комплексом жилых 10-13 этажных домов 50-х годов архитектора Белопольского (ЖСК «Работники Академии наук СССР – 1010 квартир»), Дмитрия Ульянова, 4 – Вавилова, 48. Технология прокладки метро мелкого заложения – это самая дешевая, но самая рискованная технология, предполагающая открытые котлованы. Проектировщики не скрывают, что какими-то домами «придется пожертвовать». Инфраструктура нескольких районов будет полностью уничтожена. Многие дома на Ленинском проспекте неминуемо разрушатся, будет уничтожено множество зеленых насаждений (не менее 1 га!), бульвар на ул. Дмитрия Ульянова, много скверов и дворов, в том числе на территории комплекса.

Между тем, грунт в районе сложнейший - подземные реки, водяные линзы и плывуны. В своё время, академик Губкин категорически отверг планы прокладки линии метро в нашем районе. Во многих местах на глубине 30-40 м залегают карстовые пещеры. Уже сейчас из-за бездумной застройки во многих местах образуются провалы грунта и нарушается отток воды.

Что же ждет нас, жителей?

Ленинский, Профсоюзная и много чего еще встанет на несколько лет. Полностью нарушается и разрушается инфраструктура всего округа. Все коммуникации полностью перекладываются - в наши дворы, конечно, которых мы лишаемся. Ни въехать, ни даже подъехать к нашим домам будет невозможно – так уже происходит при строительстве метро у соседей, на ул. Новаторов: дети ходят в школу по проезжей части, скорая помощь и пожарная машина не имеют доступа к домам.

На ул. Дмитрия Ульянова, напротив друг друга, стоят два примечательных дома, которые разделяет красивый бульвар. Открытый карьер, который предполагает технология неглубокого залегания, пройдет вдоль него, вплотную к фундаментам домов. Наш дом, по ул. Дм. Ульянова, 4 вообще окажется висящим над пропастью карьера. В нём более 1000 квартир, это массивное сооружение в 10-13 этажей. Специалисты оценили риск разрушения как очень высокий.

Среди наших жителей много высококвалифицированных специалистов-инженеров. Поэтому вопросы задавали на публичных слушаниях профессионально, в том числе и по поводу рисков, связанных с прокладкой линии. Нам откровенно сказали, что какими-то домами придется пожертвовать. Наш дом обречен на гибель. Для него будет, в буквальном смысле, вырыта могила, которую пытались завуалировать на схемах планировки. Однако в материалах публичных слушаний на стр. 89 текста и на листах 7-8 схемы на дне «могилы» вполне отчетливо видно капитальное сооружение №15. Теперь это “зона планируемого размещения объекта инженерной инфраструктуры”!

Специалисты-метростроевцы дали однозначный ответ - это котлован для огромной насосной станции, имеющей своей целью круглосуточную откачку воды. Копать будут открытым способом! Жилой комплекс просто сползет в котлован, не дождавшись своей запланированной участи.

Наши дома стоят на бывшем озере, которое видно на старой карте. На обводненных слоях, на плывуне. Ни под нашими домами, ни рядом с ними строить ничего нельзя. Проектировщики (если можно так их назвать) прекрасно об этом знают. Но если очень хочется, то можно. Невзирая ни на что. И уж точно не учитывая нас, жителей.

На публичных слушаниях, когда жители упорно задавали проектировщикам неудобные вопросы, прозвучала фраза: «Что вы волнуетесь?! Здесь будет, как в Токио!!!» Не хочется даже комментировать сказанное. Хотелось бы, чтобы власти города и проектировщики помнили, что мы живем в Москве.

Люди в шоке... Чиновники хамят. Типичное: «Нечего! Пожили тут и хватит. Дайте другим!» Слышали это не раз в разных вариантах.

И у нас есть все основания думать, что повсеместно запущен механизм изъятия земли у горожан. Преднамеренно или при попустительстве властей Москвы, хорошие, добротные дома, которые не подпадают под программу реновации, как будто специально подвергают риску с целью привести их в аварийное состояние. Соответствующая комиссия, которая тоже подчиняется структурам мэрии, обычно легко признает дом аварийным, и жителям предписывается переселение в короткие сроки в другие районы. В основном, фигурирует Новая Москва… Это еще раз говорит о том, что строительство метро ведется не там, где в нем есть реальная необходимость, а в интересах крупных застройщиков.

За год нашей борьбы многое подтвердилось и стало явным.Первоначально выделенная на проект сумма на сайте госзакупок выглядела как 31 млрд рублей, потом 49, сейчас уже почти 69, и это не предел. К тому же, полное отсутствие проекта и каких-либо изысканий, необходимых для такого стратегического объекта, как метро, неизбежно приведет к тому, что будет много неожиданных проблем, требующих дополнительных средств. В текущем году, например, за 5 млрд. рублей, выделенных «для подготовительных работ», были изуродованы скверы, выдраны с корнями деревья, вырыты ямы и котлованы, которые брошены разрытыми.

Но это частности.

Более понятно стало другое.

Есть Заказчик - застройщики, которые срочно ведут метро в Коммунарку. Они, видимо, хотят любым способом спасти свои деньги, потому что квартиры из пеноблоков в новостройках, прозванных человейниками, не спешат покупать - таково качество домов. Цены падают.

Есть исполнители - строители. Они хамят, нервничают, спешат, их гонят в шею. Они понимают, что гладко не пойдет, и кому-то надо будет отвечать. Уже нешуточно советуют нам (речь о доме на Дм.Ульянова, 4) куда-то переехать на время проходки от греха подальше. Куда?! И будет ли куда нам вернуться?.

По данным экспертов, уже несколько домов по Ленинскому проспекту пойдут под выселение и снос. Грунт не позволит их сохранить. Речь идет о прекрасных, крепких домах, которые могут стоять еще 100-150 лет, в отличие от многих новостроек, которые и 20 лет не прослужат. Это не что иное, как нанесение государственному достоянию, каким является жилищный фонд, ущерба в особо крупных размерах.

У нас есть все основания думать, что «переселение » и есть основная цель происходящего.

Потому что есть главные ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛИ - которые ни за что не отвечают, получают прибыль и от заказчиков, и от исполнителей, а себе получают землю, используя проверенную схему "принуждения к признанию аварийности" с последующим насильственным переселением. Уже опубликовано сообщение на сайте мэрии об изъятии недвижимости для государственных нужд. А проекта до сих пор нет!

Больше всего поражает то, как безнаказанно нарушаются основные конституционные права граждан: право на собственность, на комфортную среду обитания, на выбор места жительства, на защиту от неправомерных действий, наносящих намеренный (!) ущерб здоровью и собственности граждан. Существует также право на достоверную информацию – увы, граждан не только не ставят в известность, но и вводят в заблуждение бесконечными липовыми бумажками и несостоявшимися проектами, которые преступно подписываются задним числом. Документов, подтверждающих это, у нас уже много!

Нас неоднократно выставляли мнительными паникёрами, несведущими в строительстве, приписывали какие-то политические мотивы - что вообще несуразно звучит. Нас лишают жизненного пространства, домов, образа жизни! Мы будем стоять до последнего. И мы не против метро! Стройте! Но не рискуйте людьми и их имуществом. Можно строить по-другому - так, как всегда строили в Москве прославленные метростроевцы - на безопасной для каждого района глубине. Пусть это будет 65 м! И никто не будет волноваться. И пусть этим занимаются специалисты – прославленные метростроевцы, а не самозванцы из Мосинжпроекта, считающие, что им позволено строить без проектов.

На нас хотят сэкономить! Мы отвечаем: Не позволим! Это преступление против города и его жителей.

Комментарий

Станислав Станкевич, адвокат юридического фронта Московского региона:

- Митинг в парке «Академический» за отмену постановления правительства Москвы №5-ПП от 14.01.2020 г. об утверждении незаконного проекта планировки территории линейного объекта – участка новой ветки метрополитена от станции «Улица Новаторов» до станции «Севастопольский проспект» не является локальным. Фактически это митинг против появления десятков аварийных домов в Москве, как по волшебству возникающих в самых лакомых для застройщиков местах. В моей практике за последние два года уже неоднократно случались налеты на жителей и собственников высокоценной недвижимости на территории самых престижных районов. Дома специально доводятся до аварийного состояния или, как на Балтийской, 6, просто объявляются таковыми. Кстати, на Балтийской мэрия согласовала строительство нового дома на месте недвижимости граждан за полтора года до того, как «старые» многоэтажки были признаны «аварийными». Идут суды. Коварность ситуации заключается в том, что, жители, оспаривая незаконное решение мэрии и не желая освобождать «сомнительные» дома, как бы сами подвергают свою жизнь опасности. И это тот фактор, на который слаженно давят чиновники и застройщики. Нельзя исключать, что изобретенная схема будет распространена на всех территориях, куда не добралась реновация или нет места для точечной застройки. - Ленинский проспект в ЮЗАО – именно тот кусок, который застройщику очень хотелось бы проглотить.

Тотальное несоблюдение законодательства Москвы и РФ на всех этапах реализации проекта, угрозы жилому фонду, вырубка скверов и парков, угроза транспортного коллапса вызывают массовые и абсолютно оправданные протесты. По мнению экспертов, концепция проекта новой ветки метро не обоснована, необходимые изыскания и расчеты не проведены, положенные согласования отсутствуют, технологический и финансовый аудит не проведен. Ветка по сути – тупиковая; она не решает транспортных проблем; повторяет ошибки МЦК; приведёт к транспортному коллапсу «оранжевой» ветки метрополитена после присоединения к станции «Академическая». Самое главное: ветка метро отсутствует в Генплане г. Москвы, но на её строительство в городском бюджете незаконно выделено 68,770 млрд рублей.

Лично я, как юрист, поддерживаю требования митинга: соблюдать законы и конституционные права граждан, считаться с мнением москвичей и отменить проект, вызвавший колоссальное неприятие общества.

Подпишитесь