Posted 14 марта 2020, 09:47

Published 14 марта 2020, 09:47

Modified 7 марта, 14:54

Updated 7 марта, 14:54

Стариков - не лечить! Врачи в Италии выбирают, кого спасать в первую очередь

14 марта 2020, 09:47
Итальянские эксперты считают, что сэкономить дефицитные ресурсы в борьбе с эпидемией коронавируса поможет отказ от лечения пожилых людей, а также людей, страдающих тяжелыми заболеваниями

Судя по шокирующему сообщению ВВС, итальянские врачи считают, что пожилые и отягощенные болезнями пациенты потратят на себя больше дефицитных ресурсов, а в итоге с высокой долей вероятности все равно умрут, тогда как на молодых и относительно здоровых людей, заболевших коронавирусом, ресурсов может не хватить.

Между тем, эта логика имеет право на существование. Более того, в нынешней ситуации, сколь бы по-людоедски это не звучало, она, по всей вероятности, будет главной в борьбе с эпидемией. Это очень доступно объяснил в своем блоге общественный деятель Петр Шкуматов:

«Вы будете смеяться, но проблема коронавируса и закрытия границ происходит не из чудовищной опасности вируса, а из-за оптимизации систем здравоохранения по всему миру. Они просто не готовы к чрезвычайным ситуациям инструментально, да еще и квалифицированный персонал сократили до минимума. В результате что происходит:

Коронавирус - это РНК вирус, который вызывает по сути простудное заболевание. Ничего страшного про него я на сайте ВОЗ не нашел. Да, приблизительно в 4 раза, чем у гриппа, больше тяжелых случаев течения заболевания. Но тут интересный момент: тяжелые случаи у коронавируса имеют особенность - это или тяжелая пневмония или острый респираторный дистрессиндром (ОРДС). Я почитал "Рекомендации по клиническому ведению тяжелой острой респираторной инфекции (ТОРИ) при подозрении на новую коронавирусную (2019-nCoV) инфекцию".

После прочтения этого документа всё становится понятно, почему ВОЗ бьет тревогу. Для начала надо перестать паниковать и услышать, что у абсолютного (!) меньшинства (!) пациентов данное ОРВИ протекает тяжело. Пусть это будет 1% (в коментах пишут, что тяжелая форма у 10%) везунчиков. То есть, если заразилось 1000 человек, то из них 10 (100) "счастливчиков" точно попадут в больницу с ТОРИ. А вот тут ларчик открывается. Лечения от коронавирусной инфекции не существует, можно только помочь больному выздороветь. И вот тут НЮАНСИЩЕ: человек, попавший в больницу с осложнениями от коронавируса, НЕ МОЖЕТ ДЫШАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО! И ему требуется длительная помощь (до недели в реанимации) в виде разных методик и разновидностей искусственной вентиляции легких. Разумеется, это весьма сложная процедура, которая требует специалистов (которых тоже оптимизировали по всему миру) и специального дорогого оборудования.

Итак, что происходит, собственно. В оптимизированном здравоохранении нет неприкосновенного запаса специалистов и оборудования, нет избыточности, поэтому справиться они могут лишь с константным числом подобных ситуаций. Которые определяются статистическим путем. Консалтинговые компании уже давно определили "оптимальное" число специалистов по искусственной вентиляции легких и "оптимальное" число коек и оборудования. Это оптимальное число - абсолютный минимум, который может обслужить обычный поток пациентов согласно статистическим закономерностям.

Чем отличается ситуация с коронавирусом? Тем, что распространение вируса происходит практически мгновенно и по принципу цепной реакции. Заходит чувак в метро, кашляет, через пару минут в вагоне заражается 100 человек. Из этих 100 человек один "счастливчик" точно попадет в больницу с ТОРИ (дышать самостоятельно не сможет, нужна высокотехнологичная помощь). А больницу оптимизировали, специалистов уволили, оборудования мало. Такого человека надо держать на аппарате ИВЛ как минимум несколько дней. То есть на одного заболевшего - один девайс по искусственной вентиляции легких и еще специалист нужен. Да ещё просто так не подойдешь к больному, надо всякие респираторы носить и т.п.

Предположим, что таких коек в оптимизированном здравоохранении, где можно оказать помощь таким людям, 1000. Это означает, что предельная пропускная способность такой системы при 1% осложнений - 100 тысяч заразившихся, причем за две недели (период выздоровления). При 10% тяжелых - всего 10 тысяч заразившихся. Спешу напомнить, что метро, в котором все непрерывно кашляют и чихают друг на друга, работает бесперебойно, а там передвигается ежесуточно 4,5 млн человек. 10 тысяч человек - это всего лишь 10 поездов метро в час пик. 100 вагонов. 100 раз кашлянул и всё, система здравоохранения перегружена и не может помочь вам ничем. Через неделю вам, конечно, помогут, но вам то нужно сейчас. Думаете пересесть на автомобиль? Платные парковки по 380 рублей в час работают 24/7 и даже ночью, в праздники и выходные поток бабла не прекращается ни на секунду.

Так вот, если заразившихся в условной стране Х будет больше, чем пропускная способность специализированных коек, то новые заразившиеся просто умрут. О чем и говорит ВОЗ, призывая принимать меры по -- ограничению числа заражений вирусом --, чтобы они не превышали пропускную способность оптимизированной системы здравоохранения, которая не рассчитана на такие чрезвычайные ситуации. А денег на содержание инфраструктуры, которая не будет задействована и будет резервом для каких-то плохих событий, нет. Всё очень просто и цинично. Таким "лишним" больным людям помощь оказать не смогут чисто физически. Некому и нечем...»

Как раз в качестве доказательства своих выводов, Шкуматов и привел сообщение ВВС, с комментарием «вот что происходит, когда поток больных локально превышает пропускную способность системы здравоохранения».

Если подробнее, то дело выглядит так.

Итальянский Институт анестезии, реанимации и интенсивной терапии опубликовал рекомендации для медиков в чрезвычайных условиях, сравнив ситуацию с войной и природной катастрофой, во время которых перед врачами всегда стоит дилемма, кому помогать в первую очередь. В документе так и говорится, что отбор следует делать, основываясь на «справедливости в распределении и оптимального использования ограниченных ресурсов». То есть, другими словами реанимировать нужно больных, у которых высокие шансы на излечение. Таким образом достигается «максимальное благо для максимального числа людей». Именно поэтому врачам вероятно потребуется основываться на определении предельного возраста людей, которым необходима интенсивная терапия. Грубо говоря – старикам помогать перестанут, поскольку им все равно скоро помирать. А вот следовать принципу, кто раньше прибыл, того и спасать, по мнению экспертов – еще хуже. Правда, кроме возраста они предлагают еще и учитывать различные патологии пациентов. Пожилым людям от этого не легче, потому что патологии, как правило, и приходят с возрастом...