Стоит напомнить, что обо всех этих решениях в Саудовской Аравии объявили после того, как Россия 5 марта отказалась согласиться в рамках соглашения ОПЕК+ на дополнительное сокращение объемов добычи с целью удержания цен на нефть в приемлемом для всех диапазоне. Ранее Россия участвовала в таком соглашении с 2016 года, оно подразумевало сокращение объемов добычи на полмиллиона баррелей в день.
В результате Саудовская Аравия тоже отказалась от каких либо сокращений и начала вести свою игру - государственная добывающая компания страны Saudi Aramcо объявила о резком снижении отгрузочных цен на всех рынках, причем максимальные скидки предоставляются европейским покупателям, традиционно ориентированным на Россию. "России было "дано много шансов", но она обманывала партнеров по сделке, недовыполняя свои обязательства, и теперь принято решение проявить жесткость", - сообщил близкий к наследному принцу Саудовской Аравии Мохаммеду бен Сальману источник CNN.
Саудовская Аравия ведет переговоры с крупными европейскими покупателями Urals, предлагая им перейти на свою нефть. В итоге, как сообщает агентство Bloomberg, уже с понедельника крупнейший независимый нефтетрейдер в мире Vitol и Trafigura Group, занимающая второе место по объему поставок, не могут найти покупателей на российскую нефть марки Urals.
Два дня назад, как отмечает Reuters, в системе Platts снова не оказалось заявок на покупку партий российской нефти, а Stasco, Vitol и Trafigura были готовы продавать ее лишь с огромной скидкой в 3-3,1 доллара по отношению к нефти марки Brent, что, впрочем, пока еще на 7 долларов (примерно на 20%) дороже предложений Саудовской Аравии.
Впрочем, у российских нефтяников пока еще есть немного времени подумать над происходящим - нефть из Саудовской Аравии по бросовым ценам поступит на европейские рынки не раньше середины апреля, - сообщает finanz.ru. Но интерес к дешевой саудовской нефти проявила уже даже Белоруссия, которой Россия еще с конца прошлого года упорно не хочет идти на уступки в просьбах о снижении цен на свои поставки.
Нефть из Саудовской Аравии, в отличие от идущей по трубопроводам российской, перевозят танкерами, и потому предложение этой страны нарастить поставки в Европу втрое буквально взорвало мировой рынок танкерных перевозок. Стоимость аренды судов класса VLCC, способных брать на борт сразу до двух миллионов баррелей нефти, взлетела в 6-10 раз - это еще одна отрасль, которая выиграет на нынешнем кризисе.
Аналитики, правда, пытаются успокоить тем, что бюджет Саудовской Аравии зависим от цен на нефть еще более, чем российский и потому эта страна не выдержит длительной "ценовой войны". По мнению стратега одного из ведущих брокеров на российском рынке ITI Capital Искандера Луцко, чтобы свести доходы с расходами в 2020 году Саудовской Аравии необходима цена на нефть в 75-83 доллара за баррель. Но с другой стороны себестоимость саудовской нефти самая низкая в мире - около 10 долларов за баррель, а для России это 25 долларов только для того, чтобы поддерживать добычу, и 42-44 доллара, чтобы запускать новые скважины.
Как говорит заместитель министра энергетики Павел Сорокин, так называемый комфортный диапазон цены нефти в рублях около 2100 за баррель (при нынешнем курсе американской валюты - 28,96 доллара за баррель). Несложно подсчитать, что чтобы опустить себестоимость до уровня новых цен саудовской нефти, рублю придется упасть до 84 за доллар, а чтобы окончательно сравняться по дешевизне добычи - до 120 и даже 210 рублей за доллар.
- Полагаю, что в ближайшие полгода ничего страшного не произойдёт, а вот потом будет "очень весело". Полагаю, что нынешнее падение курса рубля и цены на нефть продолжится в течение одной-двух недель, затем произойдёт коррекция на полгода. И только потом – реальное долгосрочное падение нефти и рынков. Рубль уйдёт в небеса, - комментирует экономист и биржевой аналитик Степан Демура.