Совещание в Минэнерго: кто победит в нефтяной войне с Саудовской Аравией?

13 марта 2020, 13:28
На первый взгляд Россия выглядит готовой к ценовой войне и рецессии, поскольку её защищённость от внешнего шока находится сегодня на самом высоком уровне за последние годы, однако при этом российская экономика объективно очень слаба

После драматичного развала сделки ОПЕК+ российские нефтяники сегодня в первый раз совещались в Минэнерго. Итог совещания, по всей видимости, — решение о продолжении ценовой войны с Саудовской Аравией, - пишет The Bell.

Встреча продлилась около двух часов — но ни с какими заявлениями после неё Новак не выступил. За него это сделали нефтяники, и из их слов выходит, что ни на какие новые сделки с ОПЕК Россия идти пока не готова.

«Пока мы мобилизованы работать при низких ценах на нефть», — заявил журналистам глава «Лукойла» Вагит Алекперов. «Газпром нефть» будет пересматривать свои планы исходя из цены в $35 за баррель, которая раньше содержалась в стрессовом сценарии компании.

Все вместе это значит, что Россия решила включиться в борьбу с Саудовской Аравией за рынки сбыта, в которой главным полем битвы станет Европа.

Известно, также что Саудовская Аравия уже планирует поставлять нефть в Европу по $25. Аналитики считают, что такие скидки могут вытеснить российскую нефть с рынка.

Вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев в связи с этим заявил:

«Наша нефтяная отрасль доказала, что может существовать в условиях санкций, колоссальных колебаний. У саудитов издержки добычи ниже, чем у нас, некритично, но ниже, потому что у нас тоже очень низкие при всех возможных реальных ценах. У них колоссальные социально-политические издержки, у них вся жизнь, воспроизводство себя, государства, полностью строятся на нефтяных доходах - они гораздо более уязвимы в этой ситуации. Мы готовы выдержать этот шантаж...»

Того же мнения придерживаются и аналитики агентства Bloomberg, которые считают, что устоять в ценовой войне за нефть с Саудовской Аравией России помогут одни из самых низких в мире издержек при добыче нефти, гибкая налоговая политика и плавающий курс рубля.

Россия сможет добывать нефть до тех пор, пока цены не достигнут уровня $15–20 за баррель, считает аналитик в нефтегазовой сфере Bank of America Карен Костанян.

По подсчетам Bloomberg, которые основываются на финансовых отчетах, в прошлом году ведущие нефтяные компании потратили менее $4 на добычу одного барреля нефти.

«Добавьте к этому около $5 на транспортировку одного барреля и $6–8 капитальных затрат на баррель и вы все ещё получите баррель нефти по цене менее $20»

Российские нефтяные компании также защищены налоговой политикой государства от волатильности цен на сырье: согласно правилам, с падением цен на нефть снижается и налоговая нагрузка, - пишет канал «Экономика»

Политолог Кирилл Рогов отнёсся к оценке Bloomberg с легким сарказмом:

«Вам всем реально повезло.

Ценовая война, которая, возможно, обозначит конец эпохи нефти в истории человечества, мировая рецессия, мировая пандемия и конституционный переворот в России. Все сразу! Это "специальное предложение", эксклюзивный пакет, поверьте.

Потомки будут вам не то чтобы завидовать, но напряженно всматриваться в неизвестное, пытаясь представить себе как же вы тут жили, ходили по улицам и пили вино в это роковое время.

Сегодняшний день принес важную новость. Ценовая война не кончится во второй половине марта, на что еще была надежда. Сегодня российским нефтяникам сообщили, что война - это стратегама несменяемых (Путина и Сечина), и даже Алекперов вынужден был что-то промычать нейтральное, чтобы не входить в клинч с генеральной линией партии. Bloomberg пишет про преимущества России в ценовой войне. Если прочитать это внимательно, то преимущество становится совершенно понятно: российское правительство располагает значительными возможностями по перекладыванию проблем на своих граждан (как в советском союзе, кстати, тогда преимущество формулировалось, в сущности, так же).

Но это (про перекладывание) - и так, и не вполне так. Как не вполне убедительны для меня рассуждения о достаточных резервах ЦБ и правительства, о низкой себестоимости нефти и проч. В этих показателях - да, Россия выглядит к ценовой войне и рецессии готовой. Ее защищенность от внешнего шока на самом высоком уровне за последние 50 лет, наверное. Но: российская экономика - очень слабая экономика при этом. Она (за границами экспортно-сырьевого сектора) опирается на бюджет и внутренне потребление (которое тоже опирается на бюджет) и находится на низких уровнях рентабельности и минимально превосходящего ноль потенциала роста. Эти рентабельность и рост около нуля, их минимальный плюс сегодня сильно зависят от внешних поступлений (т.е. доходов от нефти, которые перераспределяются через бюджет государства и инвестиционные бюджеты компаний).

Негативный эффект не будет моментальным как при внешнем макроэкономическом шоке, но его размазанная сила может превосходить по своим последствиям эффект внешнего шока. Стоит добавить при этом, что предпринятая недавно так называемая пенсионная реформа - весьма болезненно воспринятая, как известно, населением - в условиях экономической депрессии оказывается просто такой нейтронной бомбой немножко. У вас сжимаются локальные рынки труда, а грант для пожилых и ненужных на них отменён.

Все это аргументы и предположения, разумеется. Но это неблагоприятное стечение факторов увеличивает вероятность резких телодвижений со стороны Кремля, который, возможно, обнаружит себя очень скоро пребывающим в крайне неблагоприятной ситуации.

Так что в первом действии, которое мы сейчас смотрим, это еще только развешаны по стенам ружья.

В общем, реально - повезло....»

А глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин тоже обеспокоен стремительно растущей вероятностью тяжелого экономического кризиса, который серьезнейшим образом отразится на России:

По его мнению, составленный правительством прогноз для формирования бюджета на 2020 год безнадежно устарел, стоимость нефти в 57,7$ за баррель и курс доллара в 63,9 рубля нереальны, новый сценарий просчитать сложно:

«Конечно, мы понимаем, что прогноз, который дало правительство к этому проекту закона, сегодня уже все-таки безнадежно устарел. И те цифры - $57,7 за баррель, которые берутся за основу, и курс [доллара] - 63,9 [рубля], сегодня уже не будут реальными значениями, на которых будет строиться бюджет. Соответственно, сегодня нам нужно исходить из новых реалий. Конечно, трудно сегодня предсказать, какой сценарий будет в этом году...»

Из-за слабых цен на нефть и рубля бюджет РФ в 2020 году недополучит 3 трлн рублей и может стать дефицитным, считает глава Счетной палаты, при этом ВВП России может снизиться, а инфляция - ускориться до 6%:

«Если цена на нефть будет около $35 [за баррель], как сейчас или в последние дни, то я вижу риски снижения роста ВВП до нуля практически, может даже быть отрицательный эффект...»

#Цены #Аналитика #Россия #Нефть
Подпишитесь