Падение рубля: как быстро и насколько вырастут цены на автомобили

11 марта 2020, 16:31
Очередная просадка национальной валюты заставляет россиян, имеющих накопления, бежать в автосалоны: понятно, что в недалеком будущем стоимость иномарок должна вырасти. О том, когда это произойдет, рассказал в интервью "НИ" аналитик группы ФИНАМ Алексей КОРЕНЕВ.

Наталья Сейбиль

- Алексей, шесть лет назад, при двукратном росте курса доллара, многие обладатели валюты смогли купить автомобили по совсем уж "смешной" цене, поскольку автосалоны и дилеры не спешили менять рублевые цены. Сегодня ситуация может повториться?

- Ситуация не однозначная. Цены поднимутся на разные автомобили – по-разному. Понятно, что снижение курса рубля негативно скажется на очень многих сегментах экономики. В первую очередь там, где присутствуют либо поставки импортных товаров, либо очень высокая доля импортных комплектующих.

Если говорить непосредственно об автопроме, то тут ситуация следующая: автомобили, которые поставляются в Россию готовыми, действительно подорожают в большей степени и в считанные дни. Надо иметь в виду, что автомобили в принципе ежегодно дорожают, потому что усложняется их начинка, улучшается их качество, поэтому рост цен наблюдается в любом случае. Плюс в России существует собственная инфляция порядка 4%. Если учесть, что курс рубля вырос не настолько значительно (я не учитываю понедельник, когда случилась паника на мировых рынках, которую не смогли вовремя остановить из-за того, что у нас был выходной и Минфин и Центробанк просто не работали, не имели возможности повлиять на ситуацию.)

Уже во вторник утром до начала торгов они предприняли ряд очень своевременных и очень грамотных мер по стабилизации курса, и рубль откатился с 75 до 71 за доллар. Это означает, что механизмы работают, Центробанк и Минфин могут влиять на положение. Конечно, рубль не вернётся к значениям 62 – 64, но, скорее всего, останется в районе 70.

Так что полностью импортные машины подорожают в большей степени. Те автомобили, которые производятся в России, но относятся к иностранным брендам – корейцы, французы, частично – китайцы, немцы – они будут дорожать в зависимости от того, какова степень локализации производства. У кого-то это 30%, у кого-то – 50%, у кого-то – 70%, но в любом из этих автомобилей, даже если степень локализации высока, присутствуют импортные комплектующие и детали, которые поставляются из-за рубежа и покупаются за валюту.

Надо иметь в виду, что мгновенного скачка цен с сегодняшнего дня не произойдёт. Практически все автосборочные предприятия обладают большим запасом необходимых компонентов для того, чтобы какое-то время продержаться на старых поставках. Те, кто сегодня объявляет о росте цен, скорее всего спекулируют на панике, пытаясь подзаработать именно на панических настроениях. Поверьте, запасы и у производителей автомобилей, и у производителей электроники, и у производителей пищевой и лёгкой промышленности есть для того, чтобы некоторое время работать по старым ценам. Поэтому объективно рост цен должен быть достаточно постепенным.

Автомобили, собираемые в России и относящиеся к иностранным брендам подорожают меньшей степени, думаю, что не больше чем на 7% – 8% в течение года, может быть – до 10%, но не более, потому что значительную часть компонентов собирается на территории нашей страны.Что касается отечественных марок, то у нас остались ВАЗ и УАЗ. Оба производителя заявляют, что их автомобили собираются исключительно из российских компонентов и комплектующих. Но надо иметь в виду, что те контрагенты, которые поставляют им те самые компоненты, собирают эти узлы и с использованием импортных материалов – где-то подшипник импортный, где-то – прокладка резиновая, где-то – мембрана в насосе поставляются из-за рубежа. Потом собираются на нашем заводе, которые поставляет эти компоненты на тот же ВАЗ уже как российские. И ВАЗ видит эти компоненты как собранные в России. А на самом деле они частично могут состоять из иностранных деталей. И самое главное – оборудование! Оно всё импортное. И на наших заводах, и на иностранных – оборудование импортное, требует обслуживания – а это валютные деньги, оно требует обновления – тоже за валюту, оно требует поставок новых станков. Если мы говорим о выпуске новой модели, зачастую приходится менять те же самые пресс-формы для штамповки. Оборудование внесёт долю в рост стоимости автомобилей.

- И каков будет диапазон роста?

- Говорить, что всё подорожает не менее, чем на 15% - это слишком пессимистичный подход. Разумнее говорить о том, что диапазон подорожания составит 6% - 10% в среднем. При этом какие-то автомобили подорожают выше, какие-то – ниже, но вряд ли за год подорожание будет существенно больше 10%. Пока, по крайней мене, речь об этом не идет. Но с оговоркой на то, что ЦБ и Минфин будут удерживать курс российского рубля на стабильном уровне.

Предсказать маловероятные события невозможно. Вполне можно предположить, что ситуация на рынке нефти обострится и тогда рубль улетит на 85 – 90. Это маловероятно, это так называемые «чёрные лебеди». Но, если такое произойдёт, тогда цена автомобилей может возрасти и на 15%, и на 20%. Мы исходим из того, что ситуация на валютном рынке сохраняется стабильной. Исходить из негатива смысла нет. Если говорить о наиболее вероятном сценарии, ЦБ и Минфин будут удерживать рубль в коридоре 68 – 72 рубля за доллар в ближайшее время. При такой стоимости цены на автомобили вряд ли будут подниматься существенно выше 10%, а на российские даже ниже.

- Насколько могут упасть продажи автомобилей?

- Продажи автомобилей и так снижаются. Это связано не столько с курсом валют, сколько с падение доходов населения, которое продолжается уже шесть лет. И не только россиян. В Китае продажи рухнули в феврале на 80%. Но у них коронавирус.

В России доходы людей падают, кредиты получить становится сложнее. Ситуация с авторынком входит в затяжную стагнацию. Период временного роста, который был в 2018 году, уже позади. Если автомобили будут дорожать из-за курса рубля, это отразится и на физических объёмах продаж, и на смещении покупательских приоритетов в эконом-сегмент. Мы не говорим о тех россиянах, у которых много денег, которые хотели купить новый Бентли, они его и покупают. Но большинство наших сограждан на автомобиль либо копят, либо покупают его в кредит.

Сейчас, если курс рубля падает, а доходы не растут, придётся брать либо простую комплектацию, либо другую модель, которая чуть попроще и подешевле, либо придётся дольше рассчитываться по кредиту. Скорее всего, мы увидим продолжение падения продаж автомобилей. Обвала я не жду, но снижение будет абсолютно точно.

- Что Вы посоветуете тем, кто планировал купить автомобиль? Бежать в автосалон, пока всё не подорожало?

- Первое, что самое плохое в ситуации, когда на рынках происходит высокая турбулентность, совершать покупки под влиянием эмоций. В декабре 2014 года люди в панике покупали по 10 телевизоров, а потом не знали, как от них избавиться. Полки магазинов электроники опустели. Потом всё появилось. В понедельник на фоне паники многие бросились покупать доллары по курсу 75. Думаю, что теперь они с ними застрянут надолго. Не нужно ни в коем случае паниковать. Цены на автомобили не возрастут за день – два. Они будут расти постепенно. Тем более, что на наш рынок в ближайшее время возвращается бюджетные автомобили Шевроле, собранные в Узбекистане, которые будут хорошо востребованы в регионах.

В Москве, скорее всего, они не станут пользоваться повышенным спросом, так как являются машинами предыдущих поколений. Зато в регионах, где покупатели небогаты и 10 – 30 тысяч рублей станут существенным аргументом, узбекские Шевроле хорошо будут расходиться. Поэтому ни в коем случае не нужно паниковать. Кто-то из производителей поспешит с подъёмом цен, а кто-то – нет. Может оказаться, что человек хотел купить одну машину, а увидит другую модель, соизмеримую по качеству, где цены не поднялись. Необходим разумный и взвешенный подход. Многие дилеры специально удержат цену, чтобы иметь конкурентное преимущество в части объёма продаж. Для рядового покупателя это отличный плюс.

#Цены #Курс рубля #Кризис #Кризис в России #Интервью #Торговля #Авто
Подпишитесь