О том, как удалось 77-летнему бывшему вице-президенту США Джо Байдену снова стать надеждой Демократической партии, пишет на сайте Московского Центра Карнеги американист Алексей Наумов.
Байден выиграл праймериз в десяти штатах из четырнадцати, и стал кандидатом партийного руководства демократов и его умеренных сторонников. За него проголосовали шесть из десяти афроамериканцев и большинство пожилых американцев. Более того, оказалось, что сторонникам демократов важнее не идеология, а то, чтобы их кандидат победил Трампа. «Такое ощущение, что открылись шлюзы», – описывал ситуацию близкий соратник Байдена: за двое суток штаб кандидата получил $10 млн пожертвований, а влиятельные политики (в том числе чернокожие) начали публично высказываться в поддержку бывшего вице-президента.
А вот позиции другого демократического кандидата Сандерса пошатнулись. Хотя и не очень сильно, поскольку он выиграл праймериз в крупнейшем по населению и числу делегатов штате – Калифорнии. Обратившись к избирателям, Сандерс атаковал Байдена, напомнив, что тот поддержал войну в Ираке, выступал за снижение социальных пособий, втягивал страну в невыгодные рабочему классу торговые соглашения и помогал спасать огромные компании за счет госбюджета.
Все это означает, что однозначной победы Байден не добился: бунтарь, кандидат от народа Сандерс остается популярным и упорным аутсайдером. Теперь демократам предстоит выбирать между кандидатом умеренных сил и кандидатом радикальных преобразований.
Кстати, тут интересно положение еще одного кандидата – Элизабет Уоррен, которая разделяет идеологию Сандерсу, но при этом встроена в истеблишмент. И теперь все гадают: в пользу кого она может сняться с гонки? Если в пользу Байдена, Уоррен останется в политической элите., а если в пользу Сандерса, сохранит свои принципы.
И вот тут возникает такая коллизия: если противостояние Сандерса и Байдена растянется до июля и общенационального съезда партии, и ни один из двух фаворитов не наберет большинства голосов делегатов, то голосование перейдет на второй этап, где делегаты будут освобождены от обязанности голосовать так, как их уполномочил народ во время праймериз. Кроме того, к голосованию допустят суперделегатов: всех демократов из числа сенаторов, конгрессменов, губернаторов, бывших президентов, вице-президентов и партийных боссов, а их симпатии предсказать не сложно – победа Байдену будет обеспечена, равно как и волна возмущения сторонников Сандерса а это прежде всего молодые избиратели.
Так что приходится констатировать, что Демократическая партия как была, так и остается расколотой. И даже президентские выборы в конце года, независимо от их исхода, вряд ли помогут этот раскол преодолеть. Разве что Сандерс выиграет и номинацию, и сами выборы – тогда Демократическая партия действительно перейдет к левым активистам из народного движения, что будет означать политическую смерть для ее старых элит.
А потому, делает вывод эксперт, победа Сандерса для демократического истеблишмента даже более гибельна, чем победа Трампа. В случае триумфа республиканца всегда можно сказать, что битву мы выдержали с честью, но не устояли против русских хакеров и вала фейк-ньюс. А вот если выборы выиграет Сандерс, то партия будет полностью перестроена под нового президента...