Евгений Колесников, Санкт-Петербург
Так, недавно был арестован сотрудник центра «Э» (экстремизм») ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области, который якобы «покровительствовал» крупной банде угонщиков. В дело вступила даже ФСБ, хотя чекистам угоны вроде не в профиль.
Машины всплывают на Кавказе
Вообще по статистике, в основном, угоняют автомобили среднего класса.
Справка «НИ»
TOP-5 самых угоняемых моделей авто (данные сайта auto-lawyer)
Однако профессиональные и подготовленные банды угонщиков работают в сегменте «лакшери» - так можно быстрее заработать хороший куш, а машины, как правило, всплывают на Северном Кавказе. С перебитыми номерами, само собой. Характерна история кавказской банды, которая была обезврежена около полугода назад. Основные члены - Ибрагим Атакуев, Гия Тчитанава и Лаша Партсвания. Они специализировались на угонах элитных иномарок, прежде всего, Lexus, Toyota Land Cruiser 200, Mazda CX-5... Атакуев имеет в своей биографии срок за убийство, Тчитанава отметился автоподставой, в которой фигурировала кандидат в губернаторы Петербурга и генерал милиции Анна Маркова, а также фактическим убийством сотрудника ФСБ. Именно поэтому «конторщики» приняли активное участие в задержании членов угонного ОПГ. При поддержки сотрудников Росгвардии. Но куда более пикантная история произошла с сотрудником отдела «Э» местной полиции.
Угонщики не потянули аппетиты «эшников»
Некоторое время назад опять же сотрудниками ФСБ были задержаны начальник отдела по внедрению агентов центра «Э» главного управления МВД по Петербургу и Ленобласти, подполковник Эдуард Тугушев и один из его подчиненных в звании майора. В отношении подозреваемых завели уголовное дело по ч. 6 ст. 290 УК РФ («получение взятки в группе должностных лиц в особо крупном размере»). Тугушев и его коллега требовали от своего собеседника в кафе 4 млн руб. за непривлечение его к уголовной ответственности за угон автомобиля в сентябре 2017 года.
Как рассказал нам источник в отделе «М» (курирует полицию) УФСБ по Петербургу, ситуация выглядела так: «данные полицейские вышли на организованную группу угонщиков во главе с Алексеем Паламарем (тот любит всегда петь песню в бане – «Выкраду вместе с забором»), на счету которых угоны элитных иномарок, в частности, свежая «бэха» и в духе 90-х предложили им «крышу»; в том числе, угонщики должны были выплатить «извинение» как раз за ту «бэху», потому что во время угона открыли стрельбу по полицейским; состоялось несколько встреч Тугушева и бандитского парламентера, на которых шел торг; позже парламентер пришел уже к нам и сделал официальное заявление о вымогательстве крупной суммы денег».
Видимо, угонщики просто не потянули аппетитов «эшников». Хоть и воруют авто исключительно лакшери-сегмента. Но сразу возникает вопрос: а почему угонщиков вдруг стал разрабатывать центр «Э», который занимается экстремизмом и терроризмом? То-то и оно, что есть много слухов о профильном отделе ГУ МВД.
Мнение
Роман Плугин, глава ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, генерал-лейтенант полиции:
- Ситуация с угонами в регионах наших безобразная. Такое впечатление, что наши коллеги позволяют воровать столько машин, сколько нужно угонщикам для их безбедной жизни. В Приморском районе, дошло до такого, что угнали машину с полицейскими номерами! Это вызов! Сейчас раскрываемость угонов около 7% - это последнее место по России. Будем этим ныне серьезно заниматься. Отступать уже некуда.
Самое выгодное имущественное преступление
Отметим, что еще в 2017 году раскрываемость была и вовсе лишь 3,6%. Главный по «угонному» отделу главка полковник Сергей Сушков тем не менее на посту и тогда, и ныне.
Петербургский адвокат Владимир Гарнин, который специализируется на помощи автовладельцам, говорит нашему корреспонденту: «Да, связка сотрудников органов и банд угонщиков порой присутствует – есть доказанные преступления. Но хотел бы сказать о другом. Число угонов по России растет ежегодно уже более десяти лет. Большинство видов преступлений идет на понижение, а угоны растут. Почему? Видимо, потому что захват авто стал самым выгодным имущественным преступлением. И, значит, налажены схемы-каналы. К примеру, отечественные авто (это где-то треть угонов) идут на запчасти, японские (еще треть) находят новых хозяев после перебивки, а элитный сегмент зачастую всплывает в наших кавказских республиках. И даже на «дальнем» Кавказе – в Азербайджане и Грузии. По моему мнению, вопрос угонов транспортных средств должен стать сейчас для правоохранительных органов приоритетным – если «угонные» управления полиции не справляются с потоком краж, то надо их усиливать. Это важно, потому что страдают граждане, которые долго копили на авто, брали его в кредит – государство должно защитить их права».
Справка «НИ»
За последние десять лет в России ежегодно угоняется около 35 тысяч легковых автомобилей в год. Две трети преступлений приходятся на Москву и область, Санкт-Петербург и область, Казань, Нижний Новгород. Удивительное дело, но единой статистики по количеству угонов автомобилей в России не существует. Периодически публикуемые данные существенно различаются в зависимости от источника. Так, ГИБДД включает в показатели как ненайденные машины, так и возвращенные владельцам; в страховых компаниях анализируются результаты оплаченных страховых случаев, без учета найденных авто (по ним полис КАСКО не оплачивается).