Людмила Бутузова
Неразрешимость ситуации в том, что церковь «Спорительница хлебов» уже стоит посреди поля, которое крестьяне считают своим и яростно за него судятся. За последние полгода прошло шесть заседаний в Арбитражном суде Орловской области по факту появления храма на землях сельхозназначения, следующее заседание суда 6 марта.
15 дольщиков и крестьянское хозяйство Ларисы и Михаила Чуряевых доказывают, что на их участках появился церковный комплекс без необходимых разрешений на строительство и документов на саму землю. Сейчас - на время судебных тяжб - на спорный участок площадью 46 га наложен запрет к совершению каких-либо сделок. Однако администрация Орловского района назначила публичные слушания, и ломала людей через колено, чтобы они задним числом дали согласие на перевод земель, где категорически запрещена любая стройка, в категорию жилой застройки, где не возбраняется что-либо строить, церкви - в том числе. Вот уж приспичило так приспичило…
В сентябре 2019 года «Новые Известия» в репортаже «Задушенные скрепами: как у орловских фермеров отбирают землю для храма» уже рассказывали, что неуемное храмостроительство на спонсорские деньги обернулось на Орловщине рейдерскими захватами и разорением крестьянских хозяйств. Напомним этот детективно-божественный сюжет.
Зимой прошлого года глава крестьянского хозяйства Лариса Чуряева обнаружила на своем поле незаконную стройку. Вот прямо посредине участка, где буквально через месяц они должны были заложить производственные цеха для переработки и хранения фруктов. У Чуряевых большое плодовое хозяйство – сотни гектаров под смородиной и яблонями. Кто вторгся и нарушил их планы?
- Я так опешила от происходящего, что в первый момент даже не подумала о последствиях. У нас же стройматериалы на подходе, кредит в банке по программе импортозамещения, обязательства перед государством – как теперь с этим быть?. – вспоминает Лариса. – Стала оглядываться: кто тут? Информационного щита нет, рабочие по-русски не понимают. Но обилие техники, и, самое главное - очертания фундаментов не оставляли сомнений – возводятся культовые сооружения. Прости меня господи, но кому нужна церковь посреди чистого поля? Народу в деревнях совсем не осталось… Да и есть у нас уже церковь в Вятском Посаде, пять километров отсюда. Пустует от праздника до праздника. В общем, стою я и думаю совсем не о том…. Ведь бежать же надо – выяснять про захватчиков.
Лариса с мужем Михаилом побежали и до сих пор бегают по судам, по прокурорам, обивают пороги районной и областной администрации, и ничего у них не выходит. У всех прям ступор какой-то, едва услышат слова «церковь, захват, земля», отфутболивают и мер не принимают. Между тем, к сегодняшнему дню церковь уже увенчалась куполами и продолжает обрастать подсобными помещениями типа особняка для батюшки, трапезной для будущих паломников и гимназией на 550 учащихся, которых еще надо нарожать в стремительно вымирающей области.
Но это всё - вопросы будущего. Что с землей? Откуда она взялась у 16 крестьян и у фермеров Чуряевых и почему загуляла на сторону? Придется начать издалека. В 1994 году издыхающий совхоз «Сабуровский» Орловского района попал под приватизацию, земли разделили на доли и передали работавшим там людям. Межевания в современном виде тогда еще не было, документом служили карты с указанием площадей, плодородия и –в приложении - с перечнем граждан, владеющих долями. Карты есть и у работников предприятия, и в сельской администрации. В 2011 году страна приступила к межеванию. Совхоз «Сабуровский» не смог как положено по закону промежевать поле в 70 га и оформить долю каждому. Денег хватило только на то, чтобы сформировать 4 разных по площади участка. Вроде, ничего страшного – все свои, крестьяне друг друга знают, за межу не дерутся. Основной участок, на котором сейчас вырос храм, самый большой - 46 га, его номер на современной карте Росреестра – 57:10:0050101:2014, он числится как «земли с\х назначения» и может использоваться только для сельхозпроизводства. Доли Чуряевых и еще нескольких крестьян находятся в составе именно этого большого участка. Его ценность в том, что он расположен на изрядном удалении от населенных пунктов, но достаточно близко к федеральной трассе М-2 - для людей, занимающихся производством продукции такая логистика – самое то. Для чиновников, как выяснилось, - тоже, ведь то, что лежит подальше от глаз, всегда легче прибрать к рукам в случае надобности.
И вот, когда надобность зачесалась, глава района Юрий Парахин решил отщипнуть у крестьян кусочек в 1, 2 га, в полной уверенности, что они не заметят и не хватятся. Вот только кусочек оказался в самой середине большого поля и задел интересы не только фермеров Чуряевых, но и других собственников. За что людям такая подлянка от родной власти? Объяснилось всё не шкурными мотивами, а божьим промыслом. Так сложилось, что этот самый промысел в Орловской области осуществляют два православных деятеля – старец Илия (Алексей Ноздрин) и его помощник – бизнесмен с криминальным прошлым Геннадий Цурков. До недавнего времени был и третий – экс-губернатор коммунист Вадим Потомский, перекрестившийся в благочестивого христианина. Об их богоугодных делах «Новые Известия» неоднократно писали, не будем повторяться, гугл вам в помощь.
Напомним лишь одну интересную деталь- как в Орле выбирается место под очередное храмостроительство. Старец указывает перстом на географическую точку и извещает: «Сердце чувствует:тут!» У Цуркова удивительным образом уже все согласовано с верховной властью в Кремле, разводит местную власть: «Были с Илией у президента. Он одобрил благое дело». Вот так несколько лет назад в поселке Гать появился православный комплекс Вятский Посад с семикупольным храмом Сретения Господня. Местные жители двадцать лет хотели школу, но дальше фундамента она не росла, а потом в один миг попы поставили на фундаменте закладной крест под будущий храм, и всё. Оставшиесяя без школы граждане в первую же ночь вырвали «закладку» и сбросили в воду. Протест ничего не дал, церковники обозвали жителей сатанистами, спонсор о провокации не узнал, стройка продолжилась. Причем, уже под руководством Цуркова, служившего у Потомского советником, -экс-губернатор его и пристроил на золотую жилу. Народные страсти по школе несколько остудило решение открыть при храме бесплатную православную гимназию на 500 мест. Вопрос о гигантизме и храма, и учебного заведения отпадает сам собой, когда знаешь имя спонсора. Орлу удалось задружить с Газпромом ( ну или он сам пришел из уважения к здешнему уроженцу старцу Илию). Сейчас религиозный комплекс в Вятском посаде смахивает на богатый туристический объект международного уровня - как и все другие, к которым Газпром приложил руки и деньги. Православная гимназия построена, но из-за дороговизны обучения родителям приходится возить детей в школы Орла, за 10 км от дома.
Поэтому когда осенью 2018 году старец Илия ткнул перстом в густонаселенный микрорайон Выгонка в областном центре, чтобы построить там точную копию Вятского Посада, жители подняли такой хай, что пришлось спасаться бегством. Цурков едва успел завести песню «Мы с Илией были у президента...»
Миссионеры переместились в Орловский район, поближе к крестьянству. И уже там провернули операцию со «Спорительницей хлебов», мгновенно усадив её как бы на «ничейное» (не размежеванное) поле, которое уж теперь-то заколосится хлебами и молитвами. То, что это была именно хитроумная операция сомневаться не приходится. У Цуркова, ставшего финансовым посредником между Орлом и Газпромом, с окончанием строительства в Вятском Посаде закончились деньги. Область в его нуждах не помощник, она сама бедна как церковная мышь. Выход один - снова развернуть богатого спонсора лицом к Орловщине. Повод нашелся – у старца Илия в 2022 году юбилей – 90 лет. В подношениях святой отец не нуждается, но почему бы не запечатлеть славную дату еще одним храмовым комплексом на его малой родине. Неужели Газпром откажет? Нет, конечно! Надо сказать, что Орловская епархия при бывшем митрополите Антонии (ушел на пенсию в разгар скандалов) деликатно осталась в стороне от инициативы Цуркова, не рискнув раскручивать спонсора на новое расточение (в Вятский Посад, по некоторым оценкам, закачали более двух млрд. рублей, но тут еще помогал Ростех Чемезова и другие воротилы российского бизнеса, не афиширующие свои имена). Епархия просто благословила очередное богоугодное дело Цуркова, тем более, что речь уже шла не только о храме, но и о некоем «подсобном хозяйстве» вокруг него. Причем, когда строиться хотели на Выгонке, то о сельхоздеятельности речи не шло, напирали на культурную, а вот когда случился облом, сразу же возникло подсобное хозяйство «Орловский колос». Его зарегистрировали 11 ноября 2018 года на тещу Цуркова Надежду Андрееву. Эта никому неизвестная женщина, почему-то сразу попала в льготную категорию граждан, нуждающихся в получении земельного участка, глава района лично подписал распоряжение о выделении ей 1,2 гектаров посреди крестьянского поля и формально она стала крайней в отношениях с другими дольщиками.
- На самом деле эту льготницу никто ни разу не видел, - утверждает Михаил Чуряев. — На нас выходили юристы «Орловского колоса», обращался глава Орловского района Юрий Парахин. — Предлагали обмен: нашу землю отдать им, нам выделят другую. Но то, что нам предложили, нас не устраивало. Тогда решили провернуть другую комбинацию. Привлечь главу агрокомплекса «Орловская Нива» Сергея Будагова - район отдает ему землю, которая нам не подходит, он нам свою, а мы нашу — «Орловскому колосу».
Переговоры проходили в Вятском Посаде с участием Парахина и Цуркова.
— Цурков развернул карты. Сказал, что они с Илией были у президента, тот одобрил строительство и, чтобы не ударить лицом в грязь, надо из положения выходить, — рассказывает фермер.
По его словам, Будагов, увидев, что за земли ему предлагают, тут же от них отказался и вышел из переговоров. Тогда Чуряеву настоятельно предложили отдать свой участок цурковской теще в дар. Тот взбрыкнул и подал на администрацию в суд. Так же поступили и другие обиженные собственники.
Казалось бы, чего проще для чиновников: накосячили - сдавайте назад. Ну не ударяться же в грязь лицом, чтобы выйти из положения, в которое их поставил Цурков «от имени президента». Вот же, косяки на виду. Уже на первом заседании арбитраж рассмотрел, что в центре спорного земельного участка на кадастровой карте образовался еще один площадью 1,2 га. А законодательство Орловской области запрещает формировать земли сельхозназначения площадью менее 7,2 га. Исправляйте ошибку, увольняйте кадастрового инженера, если он промахнулся по оплошности или халатности. Но в том то и дело, что и суды, и прокуроры прекрасно знают, что ошибиться инженер мог только с подачи главы района Юрия Парахина. И подчиненные главе службы «узаконили» эту ошибку по умолчанию. И церковь на незаконно выделенном участке без единого разрешительного документа тоже стали возводить с согласия главы. В довершение изящной комбинации по уводу земли у крестьян, в разгар судов, а именно 22 июля прошлого года, был заключен договор между администрацией Орловского района в лице Юрия Парахина и местной религиозной организацией «Православный приход храма Сретенья Господня» о передаче вновь созданного участка в 1,2 га в безвозмездное пользование вообще уже непонятно кому – теще Цуркова, несуществующему в реале подсобному хозяйству «Орловский колос» или вот этой возникшей ниоткуда религиозной организации?
Цурков, кстати, мастер плодить их в неимоверном количестве. Развернулся еще при экс-губернаторе Потомском, когда они под предлогом отправления религиозных обрядов забесплатно «приватизировали» самые выгодные участки на Орловщине. «Новые Известия» подробно рассказывали, как, например, жена Цуркова Ирина по одному только заявлению в администрацию Большекуликовского сельского поселения получила в собственность 15 гектаров земли в поселке Стишь (для понимания: Стишь под Орлом – это типа Барвихи в Подмосковье). Разрешенный вид использования – «сооружения зданий для отправления религиозных обрядов». Заявления «на землю» всякий раз сопровождались ссылками на старца – «он указал». Сельсоветы не могли отказать. Старец старцем, но над ними есть и свое начальство – глава района: что прикажет, то и сделают. Глава, как вы понимаете, все тот же Юрий Парахин, он же – бывший зам. Потомского в областном правительстве, покинувший должность, как говорят, при некоторых «непростых обстоятельствах».
К сегодняшнему дню «домашними церквями» Цурковых-Потомских можно было бы заполонить пол- области. Но что на самом деле сейчас с этими участками, как они используются семьями, в дальнейшем не контролировалось – кто полезет проверять чужую частную собственность?
А вот коснулось! Когда возник новый проект «Спорительница хлебов», обобранные крестьяне стали интересоваться: почему Цурков забирает землю у них, если его жене уже выделено 15 га под церковь?
- Ой, да что вы! – На такие вопросы никто не отвечает, - пишет нам в редакцию бухгалтер хозяйства Чуряевых Ольга Костикова. – У нас даже суды проходят без упоминания главы района. Он наворотил дел, а закон на него как бы не распространяется. В районах везде так – власть сама себе закон. У нас в области еще и свои особенности – все смотрят в сторону РПЦ, как бы ее не обидеть. Поэтому не судимся, как положено, а ведем бестолковую переписку с инстанциями, и они все как ослепли под покровительством прокурора области Полуэктова И.В. Цурков приглашает его на все фотосессии в Вятский Посад и на водружение колоколов в «Спорительницу», митрополия даже орден ему вручила. Дошло до того, что прокуратура собирает информацию, чтобы возбудить уголовное дело против нас и закрыть нам рот. Парахин дал интервью телекомпании «Истоки» что ничего не знает про незаконное строительство и тут же собрал публичные слушания, чтобы узаконить его. Люди взбунтовались. Там едва до драки не дошло, как все были возмущены. Вы представляете 89 обозленных крестьян? Чиновники разбежались, но кто поручится, что завтра они не нарисуют в протоколе, что все были «за». Сами мы готовимся к полевым работам т.к. весна обещает быть ранней, в связи с этим времени стало еще меньше. О предоставлении земли нам в обмен уже ни слова, хотя для нас это вопрос значительный. Свободных земель больше нет. Наши участки решили все-таки отжать на халяву. Даже суд, который идет, сомневаемся, что вынесет решение в нашу пользу. Хотя у района нет ни одного документа подтверждающего, что эта земля принадлежит им.
Вроде бы, уже и добавить нечего, с этой историей все ясно: крестьян обули, храм на ворованной земле будет стоять. Но не дает покоя один простой как слеза ребенка вопрос: ведь власть приходит в район или в область не только же для того, чтобы тырить по карманам все, что плохо лежит? .Должна же быть и какая-то другая миссия для оправдания своего существования. Ну, например, не сталкивать лбами РПЦ и простых граждан, не перекармливать их пищей духовной в ущерб хлебу насущному. Как в таких случаях поступает власть?
«Новые Известия» послали официальный запрос главе администрации Орловского района г-ну Парахину:
« Вопрос к вам, уважаемый Юрий Николаевич, насколько важен для района ещё один храмовый комплекс, что ради него ущемляются интересы и развитие действующего фермерского хозяйства Чуряевой Л.Н.? Не могли бы вы также пояснить, какими соображениями руководствовались лично вы, как руководитель района, одобряя и подвигая очередной проект РПЦ, спонсоров Орловской епархии и г-на Цуркова? Не было ли иных вариантов для строительства храма в честь иконы Божьей матери «Спортельница хлебов» в вашем районе, чтобы не вызывать социального напряжения в обществе и вокруг богоугодного дела. Ответ будет опубликован на сайте издания.»
Вы представляете, г-н Парахин ответил! Выпиской из Россрестра, где просто перечислены кадастровые номера земельных участков в его районе. Всё! Возможно, это была шутка , понятная на районном Олимпе, но мы ее не оценили. Обратились с запросом к губернатору Андрею Клычкову, который в Орловской области человек новый, но, по слухам, у него чешутся руки разобраться со старыми порядками. Мы со своей стороны были готовы помочь и попросили прояснить ситуацию по некоторым неясным для «Новых Известий» вопросам во вверенной ему области. В частности: «Как стало возможно возведение культовых зданий без утвержденной документации, разрешений на строительство и вопреки генеральному плану развития Орловского района? Можно ли, с вашей точки зрения, квалифицировать эти действия как самозахват, осуществленный группой лиц в корыстных целях, и при содействии руководства Орловского района, покровительствующего незаконному строительству на землях крестьян и ущемляющих их интересы? Каким вам видится выход из этой ситуации? … Возникает также вопрос: Орловская область наделяет землей представителей всех концессий, изъявивших желание зарегистрироваться и заняться самостроем, или это привилегия тех, кто назвался представителем Русской Православной Церкви? Из этого вопроса вытекает следующий: известен ли властям области источник финансирования строительства незаконных религиозных объектов? Областной бюджет, по нашим сведениям, не располагает возможностями спонсировать храмовое строительство частных лиц, а они, видимо, рассчитывают на пожертвования российских меценатов. Имеются ли у администрации области контакты с этими уважаемыми людьми и поставлены ли они в известность, что под их покровительством затеяны не совсем благовидные дела? И последний вопрос, насколько появление скандального объекта на крестьянских полях значимо для социально-экономического развития области?»
Запрос отправлен г-ну Клычкову полгода назад, дважды. Ответ ждем до сих пор. Что можно думать по этому поводу? Глава региона впал в ступор от неподъёмности свалившихся на него задач? Вошел в православную долю с Цурковым? Вроде не похоже… - За молодым губернатором-коммунистом нет пока славы «тырильщика по карманам». Боится обидеть неосторожным словом щедрого столичного спонсора? Так Газпром на область и не подает, только на отмаливание грехов тем, кто поспособствовал ее разорению. Короче истиных причин молчания г-на Клычкова мы не знаем. Будем считать, что плохо работает почта и запрос СМИ до него еще не дошел.
А это - ссылка на Яндекс диск, на котором находится: видеозапись публичных слушаний, фотографии проектов «карт» без штампов, без подписи проектировщика и тд, фотографии церкви «Спорительница хлебов», стадия ее стройки на 26.02.20., а также документы, которые были составлены администрацией в процессе публичных слушаний, они могут заинтересовать любого интересующегося.