Социологи Амстердамского университета провели исследование о том, какие новости экономики имеют шанс попасть на первые полосы. Оказалось, что главное требование к инфоповоду – его негативная окраска. Только такие материалы по-настоящему интересуют читателей и влияют на общественное мнение,
Ирина Зиганшина
Прежде чем прийти к этому выводу, ученые провели автоматизированный контент-анализ всех экономических новостей в восьми нидерландских газетах за период с 2002 по 2015 годы – в поле их зрения попали в общей сложности 127 120 статей. Было очевидно, что негативные экономические события освещались гораздо подробнее, чем позитивные.
Затем исследователи провели большой опрос с участием более 3000 жителей Нидерландов. Выяснилось, что негативные новости из области экономики или политики приводят к пессимизму: экономические ожидания людей становятся мрачнее, поддержка правительства снижается. С другой стороны, позитивное освещение событий вообще никак не влияет на общественное мнение.
Как полагают авторы исследования, политикам известен этот эффект, и он действует сдерживающе на радикальные политические меры: «Поэтому, например, постепенный отказ от налоговых льгот по ипотечным кредитам был таким спорным вопросом. Никто не хочет брать на себя ответственность, зная, что негативные сообщения о снижении покупательной способности имеют гораздо больший электоральный эффект, чем позитивные статьи о доступном рынке жилья. То же самое с освещением климатического кризиса: политики предпочитают не говорить, что мы должны реже летать на самолетах».
При этом журналисты не в силах нарушить эту динамику негатива: в условиях экономического спада спрос на информацию только возрастает. Кроме того, позитивные тенденции часто проявляются постепенно, а негативные новости обычно обрушиваются внезапно. Сообщая о негативном, журналисты всего лишь следуют закону – неожиданное более достойно того, чтобы написать о нем.
Исследователи замечают, что экономические и политические новости попали в поле их зрения лишь потому, что там проще изучить динамику между реальностью, освещением новостей и общественным мнением. Для этого имеется много данных, и общественный резонанс легко сопоставить с освещением новостей и реальными экономическими показателями. Однако к другим областям журналистики это правило применимо не меньше: по-настоящему внимание читателей привлекает лишь негатив.