27 сентября 1849 года знаменитый американский поэт и писатель Эдгар Аллан По отправился из Ричмонда домой в Нью-Йорк. Туда он так и не доехал, однако неделю спустя был обнаружен в Балтиморе – по одной версии, в таверне, по другой – прямо на улице.
Ирина Зигнашина
Неухоженный, в чужой одежде не по росту, По находился в ужасном физическом состоянии и явном помутнении рассудка. Его отвезли в больницу, где четыре дня спустя он умер, так и не придя в ясное сознание и не объяснив, что с ним произошло.
На момент смерти По было всего 40 лет, и он был относительно здоров (миф о По – наркомане и алкоголике, как сейчас полагают, возник по вине недобросовестных биографов),так что его ранний уход до сих пор приводит в замешательство поклонников и ученых.
За 170 лет, прошедших с того дня, в качестве возможных причин смерти писателя назывались алкогольная интоксикация, инсульт, сердечный приступ, грипп, менингит, эпилепсия, холера, бешенство, сифилис, диабет, опухоль мозга…
Однако все это не более чем предположения, поскольку достоверной информации о предсмертных днях По до нас не дошло: ни результатов вскрытия, ни медицинских записей, ни показаний свидетелей, которым можно было бы доверять.
Шарль Бодлер, современник, переводчик и почитатель По, написал, что его смерть была «почти самоубийством – самоубийством, растянутым во времени», и тем самым положил начало еще одной популярной гипотезе – о том, что По пытался лишить себя жизни и добился своего.
Несмотря на мелодраматизм, в этой версии есть рациональное зерно. Из того, что мы знаем о По, можно заключить, что в его жизни присутствовало несколько ключевых факторов риска, которые могут привести к суициду: мужчина, меланхолик, часто терял самых близких людей и глубоко переживал эти потери, употреблял алкоголь и наркотики, страдал депрессией.
Известно, что за год до смерти у По случилась передозировка лауданума, популярной тогда в качестве успокоительного средства опиумной настойки на спирту. Что это было – результат ошибки в расчетах или попытка самоубийства – доподлинно неизвестно.
Исследователи из Ланкастерского университета (Великобритания) и Техасского университета в Остине (США) предприняли новую попытку приблизиться к разгадке смерти Эдгара По, используя компьютерный анализ текстов писателя. Расчеты должны были показать, какую роль в жизни По играла депрессия, и дать ответ на вопрос, могла ли ее следствием быть попытка самоубийства. Результаты опубликованы в издании Journal of Affective Disorders.
Известно, что существует тесная связь между языком, депрессией и суицидальным поведением. Депрессивные люди используют язык иначе, чем те, кто не испытывает этого состояния: склонны употреблять более негативную лексику, чаще включают в свою речь самореферентные слова («я») и реже – коллективные местоимения («мы»), активно используют лексику со значением когнитивных процессов («думать», «предполагать»,«понимать»).
Исследования показывают, что людей, умерших в результате суицида, можно идентифицировать по таким языковым паттернам. Важно отметить, что эти паттерны, как правило, резко возрастают по мере приближения к самоубийству. Так, например, по анализу дневников Мэрилин Монро психологи пришли к выводу, что её смерть была суицидом, а не передозировкой.
Используя индекс языка депрессии, авторы этого исследования проанализировали 309 личных писем, 49 стихотворений и 63 рассказа По.
Компьютерная программа искала языковые сигналы, которые свидетельствовали бы о суицидальном восприятии жизни:
* Активное использование местоимений первого лица единственного числа (таких, как «я», «мой»).
* Активное использование слов, выражающих негативные эмоции («плохой», «грустный», «злой»).
* Активное использование слов, обозначающих когнитивные процессы («думать», «понимать», «знать»).
* Незначительное количество слов, выражающих положительные эмоции («счастливый», «хороший», «прекрасный»).
* Незначительное количество местоимений первого лица множественного числа («мы», «нас», «наш»).
В итоге, как пишут авторы, «найдены лингвистические свидетельства, говорящие о наличии нескольких потенциальных депрессивных эпизодов в течение жизни По. 20 текстов набрали аномально высокий индекс депрессии, половина из них была написана в 1843, 1845 и 1849 годах (год его смерти).
Депрессия По ярче всего выражена в его личной переписке, которая часто является наиболее достоверным отражением подлинного «я» человека. В его профессиональных трудах маркеров депрессии гораздо меньше, самое заметное исключение – «Маяк», который он так и не успел дописать. Заглядывая глубже, мы исследовали события жизни По во время его самых депрессивных периодов.
Удивительно, но 1843-й и 1845-й были двумя его самыми успешными годами, когда он в одночасье прославился «Золотым жуком» (1843) и «Вороном» (1845). И то, и другое произведение переиздавалось десятки раз, настолько велик был спрос. Однако По практически ничего не заработал, его глубоко возмущала собственная бедность, а слава обманула его ожидания».
Как пишут далее исследователи, из проведенного анализа можно заключить, что последние месяцы По были довольно мрачными. «Учитывая его довольно высокий суицидальный риск с клинической точки зрения, а также результаты нашего объективного анализа его психических состояний, остается реальной возможность того, что он действительно покончил с собой. Мы не можем окончательно исключить другие версии смерти, однако нарастающая депрессия могла сыграть определенную роль в его суждениях и принятии решений, приведших к его смерти. Можно сказать, что смерть По остается загадкой, вполне приличествующей мастеру макабра».