Posted 26 февраля 2020, 17:01

Published 26 февраля 2020, 17:01

Modified 7 марта, 15:05

Updated 7 марта, 15:05

Мэрия изменила правила реновации: улучшенная отделка квартир - теперь не для всех

26 февраля 2020, 17:01
Семья Михайловых отказывается переезжать из "двушки" в доме № 51 по ул. Удальцова в квартиру, которую ей предложили по программе реновации. Причина - качество строительства и отделки. Москвичи оплатили экспертизу, которая подтвердила несоответствие нового жилья нормам переселения, но в суде узнали, что Закон изменен.

Олег Горюнов

Изменения в закон были внесены в конце прошлого года, о них не писали СМИ, о них не рассказывал Телевизор. Впрочем, даже если бы и писали и рассказывали, то перед Новым 2020 годом, вряд ли бы кто-то обратил на это внимание.

Самое интересное во внесенных 11 ноября 2019 года поправках в Постановление правительства Москвы от 8 августа 2017 года № 516 ПП и № 517 ПП - так это то, что в них говорится об "особенностях применения" Требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений.

При этом в самом документе понятие "особенности применения" никак не расшифровываются. Что это такое и с чем его едят, 24 января 2020 года семья Михайловых и их адвокат Ирина Новоторцева узнали только в Никулинском суде города Москвы, где рассматривался иск Департамента городского имущества к москвичам, отказывающимся переезжать из дома № 51 по улице Удальцова в дом № 58 по Проспекту Вернадского, в квартиру № 154.

Мы еще вернемся к этому заседанию, но чтобы было понятно то, что на нем произошло, необходимо вернуться в 2018 год.

"21 июля, это была суббота, мы всем домом пошли смотреть новые квартиры, шли, как на праздник - чуть ли не с песнями. Мы очень хотели все переехать из состарившейся хрущевки в новый дом. Поднялись на лифте, зашли в квартиру № 122, нам ее сначала предлагали. Первое впечатление - светлая, просторная "двушка". Стали присматриваться, и увидели, что ванна какая-то маленькая, крошечная можно сказать. Папа взял с собой рулетку, - измерили: длина - 129 см., глубина - 40 см., ширина - 50", - рассказала в интервью НИ Александра Михайлова, хозяйка квартиры № 74 в доме 51 по улице Удальцова.

Папа Александры Михайловой - Николай Антонович, пришедший на встречу с журналистом НИ, все пытался рассказать сам - уж больно его эта история поразила и возмутила:

"Вот вы мне скажите, какого размера бывают стиральные машины? Я Вам скажу: 60х60 и 60х40, но ширина и в том и в другом случае - 60 см. Как Вы думаете, эти строители какое расстояние от ванны до стены оставили? 59 сантиметров, ей Богу. Мы пошли посмотреть в другие квартиры - везде 59! Те, кто согласился переезжать, болгаркой выпиливали из ванны нужный сантиметр! Полотенцедержатель у них, по-вашему где находится? Ни в жизнь не отгадаете - прямо над раковиной, а куда зеркало вешать?"

Полотенцедержатель находится не прямо над раковиной, а совсем близко - тут Николай Антонович, конечно, сгустил краски, но большое зеркало не войдет - это правда, а вот размеры ванны потом перепроверили независимые эксперты "Центра строительных экспертиз", и данные Николая Антоновича подтвердили (результаты экспертизы находятся в нашей редакции).

Согласно Заключению специалиста № 021471/12/77001/502019/И-13373 от 20.12.2019 г., выданного АНО «Центр Строительных Экспертиз», установлено, что, цитата:

  • "Ванная не соответствует заявленным характеристикам Постановления г. Москвы, так как в Постановлении Правительства Москвы № 516-ПП от 08.08.2017, размеры ванной, устанавливаемых в предоставляемых квартирах должны быть:

- длина - не менее 1700 мм;

- ширина - не менее 750 мм;

- глубина - 600 мм,

В исследуемой квартире размеры составляют:

- длина - 1500 мм;

- ширина — 500 мм;

- глубина — 400 мм.

Кроме этого, эксперты пришли к выводу о том, что: "установить ванну по размерам, установленными Постановлением Правительства Москвы № 516, не предоставляется возможным из-за размеров помещения".

Не понравился Михайловым и балкон, застекленный "в пол", особенно Николаю Антоновичу:

"Там толщина стекла - чуть толще спички, - то есть выдавить его случайно - раз плюнуть, и ты уже летишь "по проекту реновации" с 18-го этажа, аки птица! А там ограждение должно быть, металлическое, понимаете?"

Эксперты подтвердили: "На балконе отсутствует заграждающее перило", что является нарушением Постановления Правительства Москвы №516 ПП «Об утверждении Требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве».

Опасения адвоката Московской областной коллегии адвокатов Новоторцевой Ирины Владимировны вполне обоснованы - даже вице-спикер Государственной думы России Петр Толстой, осматривая реновационные квартиры, на претензию одного из жильцов, оставшегося недовольным тем, что в кухне нет окна, а есть только балконная дверь, и проветривать помещение, в котором парят и жарят, весьма затруднительно, с присущим народному избраннику чувством юмора, ответил так:

"Надо понять, если человек выходит, и пьет чай на балконе, может быть это неплохо?"

Несомненно, Петр Олегович Толстой в кухне с окном, открывающимся внутрь помещения, тоже бы нашел что-то оптимистичное, но вот Николай Михайлов не видит в таком окне ничего хорошего:

"Ну, это ж надо додуматься - окно открывается внутрь кухни, кухоньки - она всего-то 7,9 метра - эта не та кухня в которой Собянин чай пил с 11-ю журналистами и переселенцами по реновации, совсем не та - в такую бы кухню мы бы переехали - там метров 20, не меньше. То есть по Телевизору, реновация - это праздник какой-то! А моя дочь в такой кухне рядом с окном уже ничего не поставит, окно здоровенное - то есть пол кухни будет стоять или пустой, или окно никогда не будет открываться".

Даже не раздумывая, Александра Михайлова и ее мама - Вера Юрьевна прямо после осмотра квартиры "с улучшенной отделкой" написали отказ от нее. 12 сентября история повторилась - Михайловым предложили посмотреть квартиру № 154, в том же доме, с теми же самыми недостатками. Александра и Вера Юрьевна снова пишут отказ, с просьбой не показывать и не предлагать им больше жилье в доме № 58 по Проспекту Вернадского, и направляют его в ДГИ.

К опубликованному НИ письму две москвички прикладывают список претензий на двух листах, мы не будем их все перечислять, назовем лишь некоторые из них, подтвержденные независимой экспертизой:

ыявлены дефекты, являющиеся нарушениями требований СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия" (с изменениями на 27 февраля 2017 года).

- вздутие кромок поверхности ламинатного покрытия по всей поверхности пола п.п. 4.43;

- отклонение поверхности покрытия от плоскости до 10 мм;

- при проверке сцепления элементов покрытия простукиванием меняется характер звучания;

- отсутствует зазор между ламинатом и стеной;

  • Полы имеют кривизну по вертикали и вздутие в центре комнаты, нарушение Свод правил СП 29.13330.2011 "СНиП 2.03.13-88. Полы". Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2010 г. N 785) (с изменениями и дополнениями).
  • Геометричность помещений в несоответствии СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты", СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции", СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия" (с изменениями на 27 февраля 2017 года).
  • Внутренние стены в несоответствии СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия" (с изменениями на 27 февраля 2017 года), п. 3.12, 3.28, 3.67.
  • Угол стен не имеет 90 градусов, несоответствие СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты", СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции", СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия" (с изменениями на 27 февраля 2017 года) и другие".

ДГИ требовало переселения Михайловых в квартиру, жилая площадь которой - 31,6 метра. Александра же и Вера Юрьевна сообщали Департаменту горимущества Москвы, что, согласно, полученному в 1962 году Ордеру, жилая площадь их квартиры - 34 метра - то есть не соответствует нормам переселения по программе реновации - "метр - в метр".

Кроме этого, в спорной квартире с ноября 1963 года по апрель 1977 года проживала и была постоянно зарегистрирована Горелова Марина Витальевна - родная сестра мамы Александры Михайловой.

В 1977 сестру Веры Юрьевны, страдающую ДЦП, в силу того, что Михайловы утратили возможность оказания полноценной помощи своей родственнице-инвалиду, пришлось направить в дом инвалидов, он находится неподалеку - на улице Обручева.

"Мы, как только появляется возможность, забираем ее к себе - на праздники, на день рождения. Когда мы решили нашу квартиру приватизировать, то получили отказ от ДГИ, - они заявили, что мамина сестра имеет пожизненное право на эту жилплощадь. Мы не стали приватизировать, потому что долю Марины Витальевны можно было оформить на Дом инвалидов, мы побоялись это делать. И вот вопрос: если мы все-таки согласимся переехать на Проспект Вернадского, то как мы инвалида будем мыть в этой крошечной ванне, как будем передвигаться по коридору, который настолько узкий, что в нем и двум здоровым людям не разойтись?", - говорит Александра Михайлова.

Слова о том, что Михайловы продолжают заботиться о своей родственнице имеют документальное подтверждение:

Надо заметить, что в соответствии с пунктом № 10 статьи № 12 Федерального закона « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» за гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания сохраняется право пользования занимаемыми ими по договору социального найма помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда в течение 6 месяцев со дня поступления в стационарное учреждение, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены семей – в течение всего времени пребывания в этом учреждении.

"Я несколько раз пыталась во время суда поднять вопрос о защите прав инвалидов, о защите интересов Марии Витальевны Гореловой, но представитель ДГИ упорно твердила: "Она там не зарегистрирована, она там не зарегистрирована", - говорит адвокат семьи Михайловых Ирина Новоторцева.

А теперь пора вернуться к главной теме - внесении изменений в Закон о реновации, о которых представитель ДГИ объявила на заседании Никулинского суда, которое проводила судья Оксана Казакова в конце января этого года.

"Вы знаете, мы шли в суд, в полной уверенности, что мы его выиграем! У нас ведь с собой было экспертное заключение, которое доказывало то, что предлагаемые нам квартиры не соответствуют нормам реновации, никак не соответствуют, не соответствуют в первую очередь Постановлению правительства Москвы №516, а должны соответствовать. И тут встает представитель ДГИ и заявляет, что в ПП№516 внесены изменения. Она говорит, что дома, которые строились не по Программе реновации, а дом № 58 - такой и есть, имеют особый статус и требования ПП№516 тут не действуют! И тут до меня доходит, почему с 2018 года до 2020 года нас никто не трогал, не торопил, не выселял, никто с нами не судился - ОНИ готовили поправки в закон, который лишил нас права на "улучшенную отделку", и Собянин подписал эти правки в Закон судья вынесла решения в пользу ДГИ, а не нас - двух москвичек-переселенцев. По всей видимости, таких, как мы недовольных в городе слишком много стало, вот они и приняли поправки, - не в пользу людей, а в пользу ДГИ", - возмущается Александра Михайлова.

P.S.

Квартира Михайловых находится под квартирой ветерана ВОВ Абаляевой Л.А, семья которой тоже не хочет переезжать в дом № 58 по Проспекту Вернадского, НИ уже писали об этом. После двух статей о горькой судьбе 91-летней женщины, Департамент городского имущества Москвы прислал внучке ветерана ВОВ Лии Александровне Абаляевой письмо, в котором говорится о том, что в квартире, которую этой семье предоставили по программе реновации, все соответствует строительным нормам и правилам, кроме этого, квартира № 6 имеет "улучшенную отделку", и НИ СЛОВА о том, что в "правила игры" мэром Москвы Собяниным внесены изменения, которые лишают ветерана Великой отечественной войны претендовать ДАЖЕ на "улучшенную отделку".

Подпишитесь