О «рыночных» подвигах коргивладельца Игоря Шувалова, который отправляет своих собачек на выставки в персональном самолете, пишет в своем блоге сетевой аналитик Аnlazz.
Поводом для обращения к этой фигуре послужило предложение Шувалова закрепить в новой Конституции страны идею о том, что «бизнесмены — это передовой класс тех, кто создает новую Россию» .
Любопытно посмотреть в этой связи на бинес-успехи самого любителя собак. Хотя бы в качестве главы «Внешэкономбанка».
Блогер последовательно вспоминает подвиги г-на Шувалова. К примеру, в 2015 году его банк оказался грани банкротства, и спасли его только государственные вливания в размере 280 млрд. рублей – огромные деньги, если вспомнить российских пенсионеров.
А ведь причиной того кризиса была в том, что «бизнесмен и банкир» Шувалов активно вкладывался в украинские активы... (Кстати, сейчас он наступает на те же грабли инвестируя строительство АЭС в Белоруссии).
Кроме того, в ВЭБ до сих пор входит украинский «Проминвестбанк», так что нет ничего странного, что и в 2018 году банк получил господдержку на 300 млрд. рублей, а еще 600 млрд рублей в виде имущественных взносов для погашения внешнего долга. Нельзя не добавить, что год назад, весной 2019 года правительство разрешило ВЭБу привлекать депозиты бюджета не на год, а на пять лет. И конечно же то, что это богоспасамое заведение выступает также государственной управляющей компании пенсионными накоплениями российского Пенсионного Фонда. Ну и главное: как сообщает Википедия «…Чистая прибыль по РСБУ по итогам 2018 г. составила 3,85 млрд руб. (после убытка 200,4 млрд руб. годом ранее), а по МСФО в 2018 году чистый убыток составил 175,8 миллиарда рублей. Чистый убыток ВЭБ.РФ за 9 месяцев 2019 года по МСФО составил 18,6 млрд рублей, сократившись почти в 4 раза по сравнению с убытком 69,6 млрд рублей за аналогичный период 2018 года.»
Из всего этого становится предельно ясно, что представляет собой эта «зомби-корпорация», которая способна выживать только за государственный счет.
Можно, конечно, заявить, что «ВЭБ не является предприятием, ориентированным на прибыль, это «корпорация развития», цель которой состоит в том, чтобы создавать в стране новые производства и объекты инфраструктуры.
И это будет недалеко от истины, потому что строительства порта в Усть-Луге при участии ВЭБа, и правда отвечает этой концепции и призвано приносить долгую прибыль.
Но! Разве можно назвать это бизнесом, если единственная гарантия «успеха» состоит в тесной связи с государством? Где же тут конкурентная борьба на свободном рынке? Где баланс спроса и предложения? Где вообще рыночные механизмы?
И зачем тогда осуждать советскую практику поддержки неэффективных, но социально-важных предприятий, если мы занимаемся тем же самым?
И главное: современный капитализм стремительно несется к состоянию, из которого переход к социализму станет элементарным. А миф об «индивидуальных предпринимателях, которые создают человечеству все блага» придется забыть. От него останется разве что одно распределение этих благ – ну вот те самые самолёты для собачек Шувалова.