Более 300 тысяч нарушений закона в сфере ЖКХ пришлось на 2018 год, на период с января по октябрь 2019-го – более 275 тысяч, сообщают «Известия».
Некорректное выставление счетов, самовольное распоряжение общим имуществом в доме, некачественные услуги и скрытие управляющими компаниями информации о финансово-хозяйственной деятельности стали самыми частыми нарушениями.
Непрозрачная деятельность УК приводит к тому, что компании могут заключать фиктивные договоры, выводить средства собственников и банкротить организацию. При этом доказать в суде умысел на вывод средств совсем не просто, отмечают юристы.
Отметим, что на 1 октября 2019 года в Москве и Подмосковье общая просроченная задолженность управляющими компаниями перед «Мосэнергосбытом» перевалила за 5,2 млрд руб. 4,5 млрд из них – только Московская область. И долги продолжают расти. С начала прошлого года они увеличились на 808 млн руб. При этом в столице в основном проблемы возникают с частными УК, а в Подмосковье – с МУПами.
Эксперты связывают системные проблемы в сфере ЖКХ с пробелами в законодательстве. Дело в том, что в стране сейчас нет единого механизма сбора информации о жильцах. Раньше УК вели первичный учет граждан и хранили его в бумажном виде. И до сих пор компании пользуются старыми данными, которые уже неактуальны.
В числе нарушений и невнесение сведений в государственную информационную систему (ГИС) ЖКХ. Однако часто это сделать невозможно по техническим причинам, и в правительстве уже готовят предложения по совершенствованию системы.
Что касается тарифов, то к нарушениям приводит отсутствие экономически обоснованной методики их расчетов. При несоответствии между тарифами и реально необходимыми средствами на эксплуатацию домов УК часто использует деньги жильцов старых домов на ремонт новых, что незаконно.
Отметим также, что в прошлом году госжилинспекцией было рассмотрено свыше полутора миллионов обращений и жалоб от жильцов.
Примечательно, что в последнее время жильцы стали меньше внимания обращать на цены на коммунальные услуги, и больше интересоваться состоянием домов и недостатками в работе УК. НП «ЖКХ Контроль» называет ситуацию в сфере управления домами запущенной. Указывают специалисты и на противоречивое законодательство. Например, по Жилищному кодексу владелец квартиры несет ответственность за содержание общедомового имущества, но на деле это не так.
Качественный сервис от УК граждане стали требовать после того, как осознали, что они являются заказчиками услуг.
Качественный сервис от УК граждане стали требовать после того, как осознали, что они являются заказчиками услуг.
При этом тарифы все продолжают расти. Например, взносы за капремонт выросли на 6-10%. Но и этого мало – по словам специалистов, тарифы оказываются ниже экономически обоснованного размера. Отсюда, говорят эксперты, низкое качество работ и, как результат, обветшание жилищного фонда.