Posted 19 февраля 2020, 12:07
Published 19 февраля 2020, 12:07
Modified 7 марта, 15:08
Updated 7 марта, 15:08
Людмила Бутузова
«Люди шли потоком, мы ради этого и открывались пораньше, и закрывались попозже,- рассказали «НИ» администраторы заведений, явно гордясь собственной позицией. А как же! – «Если начнут сносить – мы тоже не устоим, надо защищаться». Переживает и владелец соседнего магазина Иван Чернявский: «Был на слушаниях. Неприятно поразило, что чиновники называли особняки новоделом, подделкой под старину. Из-за этого, вроде бы, их не стоит жалеть. Но, на мой взгляд, нельзя трогать то, что идеально вписано в квартал, в район, вообще в эстетику. И я, конечно, с горечью думаю, что сегодня соседские особняки, а завтра, может быть, и наше здание тоже сочтут занимающим напрасно место. На слушаниях 11 февраля голосовал против.»
Общие итоги таковы. Пришло более 500 человек – полный зал, не поместившиеся висели на балконах. Были жители Тверского района и Пресни, городские и муниципальные депутаты, зажигали Сергей Митрохин и яростная Александра Андреева, которой чуть не на каждом слове отключали микрофон. Выступали известные артисты, архитекторы, градозащитники. Все, разумеется, против проекта. Управа попыталась привести титушек, но их было всего 30 человек, на фоне разгоряченной интеллигенции они стушевались и свои тридцать сребреников не отработали.
Зал был единодушен: проект, допускающий возможность строительства в переулке многоэтажных зданий - неприемлем. Особенно наглядно это подтвердилось, когда Митрохин попросил собравшихся проголосовать. Лес рук. Москвичи ликовали: "Вот вам ответ! Мы не намерены терпеть уничтожение нашего города. Чиновники в президиуме сидели с непроницаемыми лицами. Типа: ну-ну, мы вас выслушали…
Сразу после мероприятия российская актриса, телеведущая Ксения Алферова создала в интернете петицию, адресованную мэру Москвы, но составлена она как гражданское воззвание: «Уничтожение истории Москвы приобрело масштаб эпидемии – и все в угоду деньгам. Не будьте равнодушными! Надо найти способ остановить безумие! Вместе у нас получится».
За неделю 50 000 подписей – со званиями, с упоминанием родословной до пятого колена или с простыми регалиями - «выпускница школы № 1347 Галя Мокрухина», «старый солдат Иванов, призывник 1941 года, 2-ой зенитно- десантный полк Москвы». Сейчас не война, но «эпидемия» достала москвичей так, что впору открывать второй фронт против «жадности и чудовищного разгула строительной мафии под покровительством московских властей».
Затея на Патриарших иного москвичам, похоже, и не оставляет. Хотя для мэрии полдюжины особняков с сомнительной исторической ценностью никак не могли стать головной болью – мало ли их сносили, игнорируя и век постройки, и архитекторов с мировыми именами. Большой Палашевский переулок — это всего лишь 300 метров на границе Тверского и Пресненского районов, между McDonald’s и Патриаршими прудами. Для коренных москвичей- бесценный культурный пласт. «Дивный фрагмент Старой Москвы, такой теплый, такой сдобный, такой уютный, такой истинно московский!» - восклицает профессор архитектурного института Никита Шангин, напоминая дремучей власти, что комплекс построек 1991 года создавался как объект регенерации исторической московской среды. И фасады этих зданий выполнены в точном соответствии с теми, что стояли на их месте в 19-20 в. Тогда власти заявляли, что здесь отрабатывается алгоритм исторической средовой урбанистики, который должен стать общепринятым. Все забыто!»
Да ладно! Кому надо, помнят самое главное из тирады Шангина – «фрагмент… такой сдобный». И это правда -- квадратный метр земли здесь стоит более 3 тысяч долларов.Метр! А весь фрагмент занимает 10 000 квадратных метров-калькулятор не справляется с количеством нулей, переводя доллары в рубли. Разумеется, сразу было очевидно, что за желанием снести шесть особняков в Большом Палашевском и построить на их месте девятиэтажные коммерческие здания стоят интересы какого-то кошелька. Имя интересанта на слушаниях не упоминалось, все больше ПЗЗ да безликие «вл. 11, стр. 1, 2; вл. 13, стр. 1, 2; вл. 15, стр. 1, 2с кадастровым номером 77:01:0001076:2546». Для пущего тумана чиновники грузили собравшихся «территориальной зоной с индексом «Ф», из которой предполагалось выделить территориальную зону 203184801.001 в границах земельного участка с вышеназванным кадастровым номером». Только продравшись сквозь эти дебри, понимаешь, для чего они были нагорожены: «сдобному фрагменту» с низкорослыми особняками в Большом Палашевском устанавливается иной вид разрешенного использования – под строительство жилых домов с недопустимой для этого места этажностью. Они просто убьют исторический центр. А если уж совсем обратиться к прозе жизни, то и зальют Патриаршие дерьмом – имеющиеся канализационные сети не рассчитаны на увеличенную в 3-4 раза нагрузку.
Вопрос: чьи интересы обслуживает мэрия, отравляя жизнь москвичам?
Градозащитница Елена Ткач провела собственное расследование и выложила его на всеобщее обозрение в ФБ. Собственно, это и расследованием назвать сложно, поскольку все на поверхности, но когда факты в одной кучке, то уничтожение Большого Палашевского переулка выглядит натуральным апофеозом коррупции.
- Итак, знакомьтесь, - пишет Елена.- Владельцем фирмы "Снегири", фактически напавшей на район Патриарших, является уроженец города Кутаиси Александр Чигиринский. Брат и бизнес- партнер скандально известного Шалвы Чигиринского, бывшего сотоварища госпожи Батуриной. Люди эти в Москве не новые, много чего наворотившие, и вы легко можете найти в интернете массу фактов о них. И про аресты их недвижимости, и про празднования юбилеев в Тбилиси, и про разные обвинения в их адрес в разных странах, и много всякого другого. Сейчас дела у этой семьи, похоже, идут из рук вон плохо, и, видимо, кто-то в московской мэрии решил им помочь. Надо понимать: именно ради коммерческих интересов господина Чигиринского московская мэрия в данном случае издевается над москвичами. Именно ради кошелька Чигиринского московские власти вынесли на публичное обсуждение проект, который вообще не должен рассматриваться, поскольку противоречит московским же законам и нормативам. Именно ради кошелька Чигиринского власти врали и врут, в том числе на публичных слушаниях, ради господина Чигиринского пытались пригнать на слушания титушек, чтобы те поддерживали изуверский проект, именно ради Чигиринского мэрские СМИ пытаются рассказывать, как улучшится Москва, если снести особняки и втиснуть в Палашевский переулок уплотнительную застройку.
Справедливости ради напомним: переулок был отдан девелоперской группе Snegiri еще при Лужкове, в начале 90-х. Наш бывший градоначальник, большой прогрессист и модернист, добивавший историческую среду до последнего камня, нашел партнеров, которые намеревались сделать обратное - собрать камни и воссоздавать историческую среду, как это принято в Европе. За воплощением громких амбиций компании «Снегири» можно проследить по карте Москвы: большинство объектов жилой и коммерческой недвижимости находится в пределах Садового кольца и на самых престижных улицах и направлениях столицы. Это офисный комплекс «Балчуг Плаза» близ Кремля, бизнес центр Alexander House на Большой Якиманке, торгово-деловой центр Evolution Tower в «Москва-Сити», клубный дом Park House на Красной Пресне, резиденция Four Winds на Тверской-Ямской и многие другие – каждый проект эксклюзивен и неповторим, но привязать его к истории можно только с натяжкой – разве что по названию улиц, известных в Москве со времен царя Гороха. А вот на Патриарших – получилось побрататься с историей вплотную. Был ли это каприз братьев Чигиринских, чтобы выпендриться перед Европой, или они и вправду захотели отблагодарить российскую столицу, но желанный квартал с чисто московскими, купеческими особняками в центре появился. Не поворачивается язык назвать их «псевдодомиками» . Основным автором комплекса был академик Андрей Дмитриевич Меерсон и его мастерская, имевшая огромный опыт работы в исторической средовой Москве.
- Когда сняли строительные леса с домиков, все были поражены, насколько они нарядные, но не кричащие, а сразу свои – теплые, московские,- вспоминает в соцсетях старожил Патриарших ShuTaranova. - Папа рассказал, что их делала мастерская Меерсона и что это не новодел, а воссоздание городской среды, и что именно так бережно и надо работать с историей. Я всю жизнь была благодарна Меерсону. Как жаль, что он умер несколько дней назад, 29 января 2020 года. Но он, наверное, и не пережил бы того, что хотят сотворить с делом его жизни.
Андрея Дмитриевича всем не хватает – только он бы мог разрешить спор: есть среди особняков два по настоящему исторических, возведенных в XIX веке, как настаивают градозащитники, или, как утверждает менеджмент "Снегирей", «все шесть «слеплены советскими архитекторами на скорую руку».
Андрей Мариничев, представитель структуры"Бизнес-парк "Рублево", являющейся арендатором участка планируемого строительства (входит в группу Snegiri) , заявил газете «Ведомости», что все здания были возведены самой группой в 1991 году и никакой исторической ценности не представляют. Его слова подтверждают выписки из Росреестра. Архивным документам, доказывающих обратное, у девелопера и властей веры нет, да и архивы практически не сохранились.
Ну вот, значит и дорога открыта. Вместо особнячков, которые сдавались под офисы, группа Снегири за три-четыре года построит в Большом Палашевском переулке три жилых корпуса высотой от девяти этажей и разобьет внутри комплекса парк, подземные гаражи и все остальное, что требуется для жизни богатых людей в закрытом комплексе.
Инвестиции в проект, по экспертной оценке, составят 1,8-2 миллиарда рублей.
Сколько заработают на продаже супер-дорогого жилья Александр Чигиринский и его кампания? Считайте сами: застройка от девяти этажей, три корпуса. Увеличивается плотность: сейчас там 10 тыс. кв. м на гектар, а хотят 44 тыс. кв. м. Средневзвешенная цена квадратного метра жилья в аналогичных Б.Палашевскому местах, по данным компании недвижимости Knight Frank, составляет 2,1 млн руб.
Боюсь, москвичи могут приводить какие угодно доводы против сноса исторических зданий, но когда на кону такие запредельные бабки, застройщик не то что добром не отступится - он разнесет здесь и всю историю, и всю оппозицию. И московская власть ему в этом поможет. Договор на аренду земли у г-на Чигиринского с правительством Москвы, если кто не знает, аж до 2065 года. Лужков был добрым барином и одаривал подручных наделами на долгий срок. Страшно представить это сколько же раз на месте замечательного ансамбля можно возводить новые и новые архитектурные чудовища, насилуя Москву ради собственных прибылей? Пусть это глас вопиющего в пустыне, но все-таки повторим вслед за Никитой Шангиным, - «Бизнес имеет право на существование только тогда, когда его интересы соответствуют интересам Общества. А тут они соответствуют?»
Другой вопрос: с чего вдруг собянинская мэрия так держится за лужковские традиции? Допустим, договор дороже денег, расторгнуть его нельзя. Но зачем же угодничать и обставлять его новыми условиями, выгодными только Чигиринскому? Они и без того хорошо клюют, сдавая особняки в аренду. Всего-то надо – умерить аппетиты, чтобы не разевали рот на то, что не положено им по договору. Ну простое же, логичное и справедливое действие, если, конечно, власти намерены жить в ладу с москвичами, а не с залетными хищниками.
- Я очень надеюсь, что у городских властей хватит ума отказать застройщику и вынести по итогам слушаний отрицательное решение, - говорит Елена Ткач. - В противном случае, мы готовы защищать наш город на улицах. Не думаю, что уличное противостояние с москвичам именно то, что нужно властям в преддверии череды выборов.
Есть слух, что во избежание ненужных эксцессов московские власти ведут переговоры с Росгвардией. Но это будет уж совсем… Порвать москвичей за Чигиринского? Или за то, чтобы украсить Патриаршие любимой точечной застройкой?