Posted 18 февраля 2020, 07:14
Published 18 февраля 2020, 07:14
Modified 7 марта, 15:09
Updated 7 марта, 15:09
Людмила Бутузова
На помощь жителям пришла Московская группа по контролю за реализацией программы реновации. Правозащитник и юрист группы Клим Лихачев рассказывает, что из этого вышло и надо ли помогать людям, которые сами проголосовали за снос своих домов, а теперь негодуют, что им взамен подсовывают не то, на что они рассчитывали.
- Клим, ты снял видео с народного схода в Северном районе, помог людям организовать петицию в Мосгордуму и мэрию. Извиняюсь, но если со стороны смотреть, то кто уже только эту реновацию не контролирует: Рабочие группы «ЕдРа», Общественная палата, Народный фронт, Общественный фонд реновации, у Собянина вообще пять департаментов на страже программы… Нянек много, а обиженных не убавляется.
- Наша группа не нянька реновации и в пиарщики ей не набивалась. Собрались люди, которые трезво смотрят на вещи, не боятся говорить правду и готовы делать все, чтобы предотвратить градостроительную и социальную катастрофу. За этим к нам и идут. Сейчас у нас на руках несколько сотен заявлений от москвичей, чьи права нарушены в ходе реновации, и пока ни за одного пострадавшего не вступились ни городские чиновники, ни созданные при них общественные структуры. Мы заявили об этом открыто на первом круглом столе с фракцией КПРФ в Мосгордуме. Его рабочим названием было «Проекты реновации противоречат обещаниям мэра». Всех вышеперечисленных защитников мы приглашали, но их как ветром сдуло от одного только перечисления проблемных точек на карте Москвы. А ведь именно на круглом столе впервые прозвучало, что в районе Северный разгорается пожар реновации – массовый отказ жителей от переселения в квартиры, предоставленные городом.
- Вы помчались тушить пожар или дров подбрасывать? Управа района, оказавшаяся крайней, настаивает на "дровах".
- Мы поехали разбираться. Когда жители обратились в нашу Московскую группу с просьбой о помощи, речь шла не только о неподготовленной инфраструктуре: квартал построили "в поле", общественного транспорта нет, социальной инфраструктуры нет — школа не достроена, поликлиники нет, парковок нет. То есть даже имея возможность разгуляться, размещая целый квартал на свободной земле, чиновники и строители решили максимально уплотнить местность жильем, без плоскостных парковок или создания иного разумно удобного варианта для стоянки личного транспорта жителей. Для жителей главная проблема была в том, что их обманули с площадью квартир так называемого равнозначного жилья. Обещали увеличенную на 30% площадь в хорошем доме по соседству, а предлагать стали малогабаритки «на выселках», с недоделками и никуда негодной планировкой.
- Повсюду такое недовольство. Люди насмотрелись на собянинские шоу-румы и стали требовать себе такое же жилье. Но давно известно, что «хорошие дома» могут быть только коммерческими , и простым москвичам они не по чину. Разве не так?
- Не так. В Северном был откровенный, сознательный обман, чтобы заманить людей в программу. В начале реновации чиновники буквально за руку водили жителей в «хороший» дом и показывали, в каких замечательных квартирах им предстоит жить. Ажиотаж был такой, что в программу за компанию вступили две девятиэтажки. Всего получилось четыре дома под расселение и все прекрасно умещались в шикарных новостройках на Долгопрудной. Но когда настал час получения ордеров (в конце декабря прошлого года), обещанные хорошие квартиры выставили на продажу, а основную массу стали склонять к переселению в малогабаритный неликвид, расположенный по адресу: Долгопрудная аллея, дом 14, корпус 2. «По городу это уже 49-я новостройка, куда идет переселение участников программы реновации», — отметил новостройку Сергей Левкин на сайте https://www.mos.ru/ , и словом не обмолвившись, что она уже стала камнем преткновения и ужасом для переселенцев. По мнению властей, люди должны были обрадоваться прибавлению площади на 30 см (!!!) в этих квартирах, бестолковым планировкам, вылетающим окнам, расшатанным дверным коробкам, вздувающемуся ламинату. Видимо, предполагалось, что люди жили еще хуже, и вопросов у них возникнуть не должно.
8 февраля наша рабочая группа приехала на место по приглашению жителей и увидела все своими глазами. Сравнение со старым фондом не лезло ни в какие ворота, - там тепло, светло, уютно, здесь, в предложенной квартире, многодетная мать не представляла, как разместить кроватки в детской комнатке, где два балкона и две батареи по стенам, - хоть привешивай люльку к потолку. Таких историй было много. Люди – их собралось под сотню - подробно рассказывали о рокировке с квартирами. Смотровые ордера перед Новым Годом им просто подбросили в почтовые ящики, никакого информирования со стороны управы не было. Побежали всем скопом в штаб по переселению, но там свой порядок - заводили в кабинет по одному и каждого обрабатывали персонально, психологически принуждая брать то, что дают, или выселят из старых квартир по суду. Представляете, с каким настроением люди вступали в новую жизнь? Да там вообще край был, когда узнали, что обещанный дом, ради которого многие и связались с реновацией, выставлен на продажу. Расклад примерно следующий: 1 -комнатные 42 метра от 6 700 000 р., 2-комнатные 62-67 м от 8 900 000 р., 3-комнатные 81 м от 9 900 000 р. Продавали через baza-winne.ru. Один из жителей выступил тайным покупателем, риэлтор с восторгом показывала ему свободные квартиры по адресу Долгопрудная аллея 15 к. 3 (риэлтор представилась Татьяной). Забегая вперед, скажу, что после нашей видеосъемки квартиры сняли с продажи (или продают дальше по-тихому). Однако большинство жителей не успокоились, объединились в группу, и теперь намерены коллективно защищать свои права.
- Несколько дней назад прошла встреча жителей с главой управы района Северный Потапенко Екатериной Васильевной. Она была не в курсе, что переселенцев кинули?
- Ну почему же? Кинули не всех. Ее заместительница – зам. главы управы по работе с населением Муравьева Светлана Александровна, со слов жителей, получила желанную квартиру. Еще несколько семей из первой волны переселения тоже получили ордера в квартиры с хорошей планировкой и увеличенной площадью. Людям не понятен принцип отбора и деления их на «черных» и «белых». В этом источник социального напряжения. А для главы управы в том, что из-за поднятого шума в район «подтянулись люди, которые вас раскачивают. Различные политические партии и контролеры всех мастей лезут с советами и не дают спокойно работать». Возмущение жителей действительно нарастало волнами, и в конце глава управы произнесла свою главную умиротворяющую речь: «Если мы с вами не будем заодно, а будем друг друга пихать и шпикать, то мы перейдем в плоскость конфликтных историй». В общем, призвала не сотрудничать с «иными силами», а верить в лучшее.
Когда байки не прошли и люди потребовали представить основания - по каким одних жильцов тасуют туда, а других – куда похуже, глава управы объяснила это тем, что сейчас собирает пожелания. Мол, не знала, чего они все хотят, а для выяснения требуется разбить недовольных на разные группы, уточнить, кто отказался от ордеров, кто хочет докупить, а кто уже вообще ничего не хочет. И уже после этого обращаться к префекту, чтобы он ПОПРОСИЛ КОГО-ТО высвободить из-под продажи квартиры для переселенцев. Схема придумывалась либо на ходу, либо, что более вероятно, была спланирована для извлечения прибыли из жилья, построенного за счет московских налогоплательщиков. Обманутые жители со своими квартирными нуждами оказались просто помехой под ногами.
Не думаю, что даже среди горячих поклонников столичной реновации найдутся люди, готовые мириться с подобной политикой. Мы в свою очередь в рамках своих компетенций провели общественное расследование, и оно легло в основу депутатского запроса Председателя фракции КПРФ Зубрилина Н.Г. мэру Москвы. Скоро узнаем, будут ли его гарантии москвичам соответствовать тому, что происходит в реальности. Не стоит забывать, что очень много жителей из попавших под снос районов в шаге от того, чтобы выйти из программы. «Вашу лодку штормит!» - таких обращений к градоначальнику с каждым скандалом все больше и больше.
Видео из Северного района: