Изначально законопроектом предполагалось, что госкорпорации и госкомпании должны отчитываться, так как они выполняют "важнейшие функции федерального масштаба" и общественность должна знать о результатах их работы, - сообщает агентство "Интерфакс". В законе прописывалась даже возможность приглашать непосредственно их руководителей для выступлений в Госдуме и Совете Федерации. Стоит отметить, что сейчас депутаты Госдумы заслушивают отчеты правительства и отдельных министров, а также руководства Центробанка и Счетной палаты. Госдума также направляет и отзывает своих представителей в рамках своей квоты в Национальный финансовый совет.
Законопроект был хорошо поддержан в регионах - оттуда пришло 63 отзыва, из которых отрицательных было лишь 11, однако, отрицательный отзыв на эту инициативу дали еще и в правительстве. Там отметили, что госкомпании и госкорпорации и без того публикуют свои отчеты в Интернете, разумеется - с учетом всех требований законов о государственной и коммерческой тайне. Но прочитать эти отчеты могут все желающие, поэтому меры дополнительного контроля избыточны. Впрочем, если у депутатов и сенаторов все же возникают какие-либо вопросы - они вправе направлять в правительство и компании свои запросы.
Между тем вопрос об эффективности работы госкорпораций по-прежнему остается острым на протяжении уже не первого десятка лет, о чем говорят, к примеру, многочисленные скандалы вокруг "Роскосмоса". "На сегодня госкорпорации обязаны отчитываться перед кабинетом министров, но данные аудита говорят о том, что этого недостаточно, - говорил в интервью "Парламентской газете" лидер "Справедливой России" Сергей Миронов. - Вспомним скандальный пример с "Роскосмосом". Счётная палата выявила в работе госкорпорации за 2017 год нарушения на рекордные суммы: почти 800 миллиардов рублей затерялись в финансовой "чёрной дыре".
В конце прошлого года стало известно, что "Роскосмос" готов потратить 98 278 968 рублей и 18 копеек на аренду премиум-авто сотрудников своего ведомства. В сумму включены и услуги водителей. Речь идет о 15 автомобилях представительского класса (приводится в пример Audi A8L или его эквивалент) и двух автомобилях бизнес-класса (Toyota Camry или эквивалент).