Льготы оказались разными
- Долго продолжался опрос?
- Опрос потребовал времени. Около года. Должен тут сказать, что в работе очень помог Общероссийский народный фронт, в Центральном штабе которого я имею честь состоять и для которого одна из задач – работа по преодолению всех и всяческих препятствий, появляющихся перед бизнесом, содействие его развитию во благо экономики и общества. Льготы, правильно выбранные, многое здесь значат.
ТПП РФ, проанализировав полученные данные, подготовила список мер, необходимых, по нашему мнению, для повышения эффективности применения налоговых льгот
- И много их оказалось, этих льгот?
- Немало. И это нормально. В каждой экономике их хватает. В зависимости от экономических нужд и задач они вводятся, изменяются, отменяются.
У нас на федеральном уровне Налоговым кодексом РФ наибольшее количество льгот предоставляется по налогу на прибыль организаций и по налогу на добавленную стоимость. Например, по НДС их количество составляет порядка 50, а по налогу на прибыль – более 100 льгот. В то же время по другим налогам и сборам количество льгот не превышает 20 по каждому виду.
Кроме того, ряд (почему-то не все, хотя никому не запрещено) субъектов РФ также активно пользуется своим правом на установление дополнительных льгот.
- Каких, например?
- В некоторых регионах введены льготы по налогу на имущество организаций (например, в Брянской области он полностью отменен для субъектов малого бизнеса), снижена региональная ставка по налогу на прибыль в той же Брянской области, а также в Калужской, Кировской и других, установлены освобождения по транспортному и земельному налогу и так далее,
- Как бизнес, пользующийся этими льготами, оценивает их?
- Хорошо оценивает. Предпринимательским сообществом и региональными властями, которые умело применяют эти льготы, они, скажу я вам, признаются весьма эффективными.
Например, в Иркутской области, согласно проведенной оценке, по итогам 2018 года на 1 рубль предоставленной налоговой льготы привлечено 12,7 рублей инвестиций в основной капитал, на 11,5 рублей модернизировано основных фондов. Льготами воспользовались 4165 организаций и индивидуальных предпринимателей. Создано более 500 новых рабочих мест.
Некоторые субъекты РФ устанавливают дополнительные льготы по специальным налоговым режимам.
Так, в Ростовской области введены «налоговые каникулы», а также снижена процентная ставка по упрощенной системе налогообложения для схемы «доход минус расход» с 15 процентов до 10. Бизнес пользуется указанными льготами и в других регионах – например, в Астраханской области, Челябинской, Воронежской, Иркутской…
- В разных регионах могут быть разные льготы, верно?
- Естественно. И здесь, в связи с тем, что многие льготы вводятся на уровне субъектов, возможна ситуация, когда в разных регионах будет действовать разная льгота. Это может привести к нарушению конкурентной среды в соседних регионах, к искусственному перемещению основных фондов в регионы с более льготным режимом.
- Да, как-то несправедливо это…
- Здесь есть над чем подумать и самим регионам, и федеральному центру. При этом следует понимать, что передача дополнительных полномочий по установлению льгот на региональный уровень может выступить эффективным инструментом субъектов для привлечения инвестиций и социально-экономического развития регионов.
- То есть инструмент хороший, если им правильно пользоваться.
- Безусловно. Но всем подряд предприятиям региональные льготы ведь не предоставляются. Предприниматели из ряда субъектов РФ вообще назвали низкой эффективность этих льгот. Дело в том, что их пользователи должны соответствовать установленным требованиям, критериям (речь об ограничениях по видам деятельности и объему капитала). То есть льготы действуют только в отношении определенных объектов налогообложения и для ограниченного числа налогоплательщиков.
А многие предприниматели в стране вообще не претендуют на какие-либо налоговые льготы и преференции, установленные налоговым законодательством на региональном и федеральном уровнях.
- Почему?
Представители предпринимательского сообщества в ходе опроса назвали нам причины. Перечислю некоторые из них.
Это слишком высокие барьеры при отборе инвесторов для применения инвестиционных налоговых льгот (в частности, обязательный объем инвестиций для региональных инвестиционных проектов составляет 500 и более миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет, требование, чтобы организация не имела в своем составе обособленных подразделений).
Слишком сложны и административные процедуры при получении специального статуса (например, статуса резидентов особых экономических зон) или заключения специального инвестиционного контракта, необходимость подтвердить соблюдение обязательных требований (объема инвестиций, отсутствия задолженности по налогам и т.д.).
Мешают частые изменения в налоговой системе. Напомню тут хотя бы об отмене в 2018 году на федеральном уровне льготы по налогу на движимое имущество или переход к налогообложению от кадастровой стоимости объектов, а также изменение требований к специальным инвестиционным контрактам, введение ограничений по срокам действия налоговых льгот, в частности, по региональным льготам по налогу на прибыль. Неприятным сюрпризом это стало для многих предпринимателей, планировавших развитие своего бизнеса на годы вперед, его расширение, и инвестиции в дело.
Предприниматели часто опасается также налоговых проверок всего бизнеса в рамках подтверждения обоснованности применения льгот. А любая дополнительная проверка – это дополнительные затраты рабочего времени, да и не только времени. Еще и всякие неожиданности возможны. Вот предприниматели и решают вообще со льготами не связываться.
- Понятно. Налоговые льготы – это ведь не нечто застывшее?
- Безусловно, нет. Но при их введении или отмене должно действовать правило «семь раз отмерь…», о чем говорят и результаты нашего опроса.
При установлении новых налоговых льгот основным, как считаем мы в ТПП РФ, должны быть их цели и задачи, сроки введения и размер компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов региональных и местных бюджетов.
При отмене тоже надо не раз подумать.
Например, отмена налоговых льгот в отношении движимого имущества, приобретенного после 1 января 2013 года, привели к росту тарифов на железнодорожные грузовые и пассажирские перевозки, в том числе, в пригородном направлении. Такое решение, на наш взгляд, было ошибочным. Льгота ведь позволяла проводить ускоренную реновацию оборудования и была достаточно востребованной бизнесом. Да, были злоупотребления льготой, но они имели носили частный характер и могли быть устранены путем внесения точечных изменений в законодательство. Словом, потеряли мы больше, чем приобрели.
- Но бывают и положительные результаты отмены?
- Конечно, да. Для услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном направлении была законодательно установлена нулевая ставка по НДС, и издержки железнодорожных компаний снизились, остановилась «гонка тарифов». Это хороший пример.
- Наверное, нужен анализ каждого конкретного случая…
- Да. Необходим взвешенный подход и к отмене, и к предоставлению налоговых льгот – таков один из выводов, сделанный нами из опроса. Так, налоговая льгота по НДС для нового технологического оборудования при всей своей востребованности позволяет, увы, некоторым импортерам ввозить и уже поработавшее оборудование, и оборудование, не отвечающее заявленным целям (например, кофемолки, минипивоварни и прочее). Такие злоупотребления приносят бюджету значительный ущерб. Хочу здесь отметить, что перечень этого оборудования, утверждаемый Правительством РФ, неуклонно расширяется. Здесь, было бы правильным установить налоговые льготы для предпринимателей, производящих импортозамещающую продукцию.
Злоупотребления возникают и при предоставлении налоговых льгот по НДС в случае товаров социальной направленности. Под видом товаров для реабилитации инвалидов ввозились пластиковая посуда, самокаты, куклы, сантехника, консоли и оборудование для видеоигр, компьютерные игры…
Полагаем также целесообразным при введении новых налоговых льгот устанавливать определенный срок их применения, чтобы оценить и реальный эффект для бизнеса, и бюджетные последствия. Целесообразно создать методику оценки эффективности. Ее критерии: увеличение налоговых поступлений в результате роста предпринимательской активности, сокращение встречных финансовых потоков, рост средней заработной платы и количества создаваемых рабочих мест, улучшение условий труда и так далее.
- Что еще Палата предлагает?
- Это длинный список, чрезвычайно интересный и важный, конечно, но прежде всего для предпринимателей. Остановлюсь еще только на некоторых моментах.
Мы предлагаем упростить процедуру получения налоговых льгот прежде всего стимулирующего характера – в итоге бизнес будет активнее развиваться, а показатели экономики – расти.
Льготы – не не нечто застывшее, они могут и вводиться, и отменяться. Так вот, при их упразднении обязательно нужно рассчитывать, как это скажется на бюджете, но не только; следует определять макроэкономический эффект отмены. А это может быть(рост тарифов, падение спроса из-за роста стоимости продукции, снижение доходов населения, нарушение конкурентной среды и так далее.
Было бы целесообразно стимулировать региональные власти активнее пользоваться своими полномочиями и устанавливать льготы, предоставленные им налоговым законодательством.
Особо хотел бы подчеркнуть один момент: имеет смысл исключить положение о временном характере налогового вычета при исчислении транспортного налога на суммы, уплаченные по системе взимания платы для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Речь о системе «Платон», как вы понимаете. В итоге мы избежим неминуемого роста цен из-за роста расхода транспортников.
…Ну, и так далее.
- Спасибо за беседу.