Ситуация с коронавирусом в Китае крайне негативно отозвалась буквально на всей общественно-экономической жизни этой страны. А ведь до настоящей эпидемии дело еще не дошло, и скорее всего вряд ли дойдет! И тем не менее, правительство Китая на прошедшей неделе распорядилось временно закрыть ряд заводов, расположенных в относительной близости от города Ухань, сообщает The New York Times.
«Город Ухань провинции Хубэй, где был зафиксирован первый случай заболевания человека новым коронавирусом, по сути является мощным промышленным хабом Поднебесной. Там, в частности, располагается штаб-квартира одной из крупнейших автомобилестроительных корпораций в Китае, Dongfeng Motor, поставляющей свою продукцию в том числе и в Россию. Помимо этого, там присутствуют производственные мощности второй по объёмам добычи китайской нефтегазовой компании Sinopec и других известных мировых бренд. Сейчас Ухань, как и ряд других близлежащих городов, блокирован, общественный транспорт остановлен. Предприятия остановлены тоже. Вирус начинает ускоренное распространение по провинциям»,- рассказывает экономист Леонид Хазанов каналу «Мировая экономика день за днем».
В список попали фабрики Samsung и китайской Foxconn, производящей смартфоны для Apple. Полная остановка заводов в стране продлится две недели, но в дальнейшем эти сроки могут быть скорректированы в сторону увеличения
Disney оценивает потенциальный убыток от последствий вспышки вируса в Китае в $175 млн, сообщает CNBC со ссылкой на заявление финдиректора компании Кристин Маккарти
Компания Hyundai Motor заявила, что прекратит производство в Южной Корее: кризис вокруг коронавируса нарушил часть цепочки поставок этой компании в Китае
Японская компания Nissan объявила, что откладывает рестарт сборочных предприятий. На трех из них работу планируется возобновить после 10 февраля. На заводе в провинции Хубэй, которая является очагом заражения, возобновление перенесено на 14 февраля
Французская Renault закрыла свой завод до 10 февраля, как минимум. На предприятии работает до 2000 сотрудников
КамАЗ не досчитается комплектующих из-за коронавируса в Китае
Kia Motors Corp сегодня объявила о приостановке операций на двух заводах в Южной Корее из-за нехватки деталей, выпускаемых в Китае
Honda приостановила три своих завода до 13 февраля. Tesla, Toyota, General Motors, Ford и Volkswagen также предприняли схожие меры и остановили свои предприятия до 9 февраля как минимум
Компания Google заявила, что временно закрывает все свои офисы в Китае и на Тайване для того, чтобы обезопасить своих сотрудников от распространения китайского коронавируса.
Компания Apple временно закроет все свои магазины и корпоративные офисы на материковом Китае из-за эпидемии
Ford полностью приостановил все деловые поездки в Китай, как и Google, Microsoft, GE, Sony и многие другие.
Со своей стороны The Washington Post пишет:
«Все знают, что в Китае из-за эпидемии заблокированы города в провинции Хубэй, в том числе город Ухань. Но в 500 километрах от Хубэя есть другая провинция — Чжэцзян. Это один из самых развитых в Китае регионов, и он второй в стране по числу заражений. В Чжэцзяне заблокированы все крупнейшие города с общим населением 30 млн. Выезжать из городов нельзя. Внутри них остановлен общественный транспорт. Людям можно выходить из дома только по одному, при этом не чаще одного раза в два дня. Выходить можно только для того, чтобы купить еду, и для этого нужны специальные талоны...»
Все это не могло не отразиться на транспортной отрасли Китая, причем самым радикальным образом. Коллапсом называет в своем блоге ситуацию сетевой аналитик Анатолий Несмиян:
«В Китае массово увольняют иностранных пилотов гражданской авиации, в том числе и российских. Формально это не увольнение, а отправка в отпуск без содержания, причиной называется временное прекращение полетов популярных в Китае Боингов-777, однако по всей видимости, речь идет о глубоком параличе отрасли авиаперевозок, причем на достаточно длительный срок. Не менее года. Восстанавливаться отрасль будет постепенно, а потому логика требует сокращения довольно дорогих пилотов, для которых в этом году работы не предвидится. Да и потребуются ли они в таком количестве даже через год - сказать трудно.
Само по себе массовое увольнение пилотов - это, конечно, лишь эпизод, но этот эпизод нельзя рассматривать отдельно от общей картины, он, скорее, является маркером более глубоких процессов и выводов.
Кризис в Китае, похоже, уже запроектирован, и китайцы начинают к нему готовиться загодя. Эпидемия, что бы о ней не говорилось и какими причинами она не была вызвана, показала, что Китай - это если не колосс на глиняных ногах, то по крайней мере точно не сверхдержава, и ею быть не может еще очень долго.
Эпидемия оказалась стресс-тестом не только китайской экономики, но и вообще всей китайской системы управления, всего современного китайского социума. В чем-то Китай сумел продемонстрировать свою устойчивость, но в целом подобного рода кризис для него оказался непосильным. Теперь китайцам нужно пересматривать балансы развития, так как взятые темпы существенно перенапрягли равномерное развитие всей системы, которая является интегральным комплексом экономики, социальных технологий и управления - и вот весь этот комплекс сегодня под угрозой. Модель развития Китая не самодостаточна, ее нужно пересматривать. Как именно - теперь китайцам предстоит решать, причем делать всё нужно "на марше", так как они не могут остановиться и "отдышаться". Остановка чревата падением в пропасть.
По всей видимости, модель опережающего развития в тоталитарном государстве не может быть сбалансированной в принципе. Стремительное развитие экономики требует и развития общественных отношений, переход к индивидуальным свободам, созданию кластерных общественных структур, а значит - и совершенно иной модели государственного управления. В том виде, в котором развивался Китай, эта сторона стала ахиллесовой пятой, и именно она является угрозой для стабильности в случае кризисных процессов, явлений и событий.
Учитывая, что Китай во всем мире рассматривался именно как потенциальная сверхдержава, теперь и миру придется пересматривать свои модели, которые ставили Китай на это место. Модель двуполярного мира, похоже, тоже нуждается в пересмотре или полной аннигиляции. И что придет ей на смену - трудно сказать.
Пока же Китай начинает готовиться к затяжной стагнации в этом неопределенном положении. Какие выводы будут делать китайцы - сказать не просто трудно, а невозможно. Самый простой выход: это решить, что всё было правильно, нужно добавить еще больше жесткости управления. Он же, видимо, будет и самым неправильным...»
Аналитик объясняет также, как могла страна избежать такого катастрофического развития ситуации:
«Паника показывает, что когнитивные технологии управления, основанные на тоталитарных принципах, не работают. Панику могла бы предотвратить самоорганизация, основанная на кластерных принципах группировки вокруг стихийных лидеров - кстати, протесты в Гонконге как раз и демонстрировали способность именно жителей Гонконга к такой самоорганизации.
В материковом Китае принципы управления обществом совершенно иные, они основаны на жесткой командной системе. За все отвечает государство. Население в такой системе - просто солдаты, задача которых - беспрекословно выполнять приказы. Ни шага в сторону, нулевая самостоятельность.
Как выясняется, это не работает. А чтобы создать новый социум, такой, как в Гонконге, нужно полностью менять всю социальную политику, образование, ломать устоявшуюся культуру отношений по линии государство-общество. Это, кстати, не так уж и долго по времени: Гонконгу удалось это буквально за два поколения. И теперь Гонконг - это совершенно другой Китай, несовместимый с материковым.
Кстати, Тайвань тоже совсем другой. И между прочим, там с эпидемией все в порядке - паники нет.
Получается, что технологии управления обществом на материке в условиях резкого кризиса работают плохо. И уж точно хуже, чем в других двух Китаях.
ПС. Кстати, способность к кластерной самоорганизации общества всегда была фишкой русской цивилизации. Русская способность к выживанию и социальной регенерации - это как раз следствие способности к кластерному принципу самоорганизации. Он проявляется только в периоды кризиса, поэтому мы демонстрируем прекрасные показатели во время рывков и авралов, но очень неважно развиваемся за рамками мобилизационных мероприятий. В этом наш плюс и в этом же наш минус. Но во всяком случае, именно мы смогли стать сверхдержавой, когда поставили перед собой задачу. А вот Китай - увы, не получается у него.
Люди неспособны самостоятельно оценить степень угрозы. Угрозы всегда бывают разными, поэтому невозможно быть специалистом по всем их видам.
Кластер как раз и формируется вокруг ситуативного лидера, способного сформулировать стратегию выживания в конкретной обстановке. Но этот лидер должен быть всегда рядом - это такая мини-стая, где вожак всегда рядом с тобой.
Государство же всегда где-то там, а потому возникает конфликт между привычкой подчиняться и текущими опасениями, которые невозможно преодолеть в такой командной системе.
Тоталитарный принцип управления и самоорганизация создают разные стратегии развития.
Любое развитие всегда происходит в период кризиса - это норма. Возникает проблема, ее решают через кризисное управление, переходят на новую ступень, начинают подтягивать отстающих.
Тоталитарный подход способен создать всеобщий кризис для всех, когда все общество переходит в мобилизационное состояние и решает задачи - как правило, комплексные. Но в том и проблема, что невозможно все время поддерживать мобилизационное состояние, а значит - неизбежно возникает период замедления, релаксации и частичной утраты позиций. А иногда - как в нашем случае - и не частичной.
Самоорганизующийся принцип управления позволяет создавать мини-кризисы, которые решаются самими людьми (понятно, что при внешнем непрямом управлении со стороны государства). Тогда в каждый момент времени происходит решение тех или иных задач, но средний темп развития остается на прежнем уровне. Одна группа кластеров проходит мобилизацию, другая релаксирует, третья входит в режим мобилизационной готовности и так далее.
Такой способ развития гораздо более сложный, он требует во многом личного принятия решений и взятия на себя ответственности, здесь неизбежно возникает конфликт интересов между государством и общественными структурами. Но зато уровень решения проблем совершенно иной, а значит - и более равномерное развитие не через глобальные кризисы и катастрофы, а через управляемые локальные, которые не разрушают общую устойчивость.
Это очень высокий уровень управления, он сегодня реализуется в точечных местах - в той же Кремниевой долине, к примеру. На уровне целых стран его пока никто не применяет...»