Posted 7 февраля 2020, 13:39
Published 7 февраля 2020, 13:39
Modified 7 марта, 15:16
Updated 7 марта, 15:16
О том, как президент Белоруссии борется с «сахарной мафией» пишет на сайте Московского Центра Карнеги журналист Ольга Лойко.
Невиданный случай: директоров сразу всех четырех сахарных заводов страны арестовали власти Белоруссии. Не секрет, что эта отрасль давно считалась проблемной. К примеру, Россия обвиняла белорусов в демпинговой политике на сахарном рынке, поскольку под видом свекловичного сахара они поставляли беспошлинный тростниковый. Дело в том, что в переработка тростникового сырца почти не требует затрат, и цена такого сахара ниже свекловичного. Поэтому Россия отказывалась считать его белорусским, уплаты пошлин при ввозе на свою территорию, что логично, поскольку наша страна теряла от половины до одного миллиарда долларов в год только по этой причине. В конце концов было решено ввести квоты на белорусский сахар, да и мировые цены пошли на снижение, что снизило остроту проблемы.
Все заводы отрасли в Белоруссии находятся под контролем государства, но стабильности в их работе нет, особенно после падения цен. Так что три из них закончили 2018 год с убытками, что потребовало новых госинвестиций в отрасль, а также снижения закупочных цен на сырье и на природный газ. К тому же было решено ввести госрегулирование цен на готовую продукцию – сахар.
Во время падения цен в Белоруссии даже появился дешевый российский сахар, что вынудило власти ввести минимальную отпускную цену, дешевле которой продавать его в розницу нельзя. Но цены все падали, а запасы сахара росли. Если в России решено было сократить посевные площади сахарной свеклы, то в Белоруссии постановили не снижать объемов производства, держа при этом цены и спасая таким образом отрасль. А вот ни сокращать выпуск, ни снижать издержки, ни объединять заводы белорусские власти не стали.
При этом Белоруссия продолжала экспортировать сахар в Россию, вот только в реальности это выглядело так: производители его оформляли низкую экспортную цену, а сам сахар продавали внутри страны и сильно дороже. То есть сахар границу не пересекал. Стоит ли говорить, что разница в цене, которая составляла от 1,2 до 1,8 раза, оставалась в карманах предпринимателей?
Лукашенко отозвался по этому поводу: «Что сделали эти дельцы – они создали в Москве "прокладку" – торговый дом. Поставили туда своих… По дешевке продавали торговому дому этот сахар, а часть по какой-то там увеличенной цене возвращалась в Беларусь. Может быть, сахар даже не вывозили в Москву и обратно не завозили. А документы шли туда, переоформляли и здесь прямо с заводов на наш рынок поставляли этот сахар с маржой. А потом эту маржу делили на взятки. Это что, нормально?»
Хотя точное число арестованных не разглашается, ясно, что у этой схемы были высокие покровители, в том числе и в белорусском КГБ. Они оповещали директоров о грядущих проверках и разрабатывали меры конспирации. Сегодня белорусские телеканалы в охотку транслируют видеосюжеты, снятые скрытыми камерами, на которых все видно и понятно без слов. Доход сахарных махинаторов составляет судя по всему миллионы долларов и грозят им сроки до 15 лет.
Итог битвы, выигранной у «сахарной мафии» Лукашенко использует в своей предвыборной кампании, поскольку больше похвастать ему особенно нечем: ВВП страны практически не растет, а отношения с Россией из-за нефтегазовых проблем портятся.