Posted 6 февраля 2020, 13:29

Published 6 февраля 2020, 13:29

Modified 7 марта, 15:17

Updated 7 марта, 15:17

Потепление не в счет: почему столичная техника убирает снег, которого нет

6 февраля 2020, 13:29
Нынешняя зима с ее переменчивой погодой оказалась прибыльной для коммунальщиков. Сразу в нескольких районах Москвы разгорается скандал вокруг спецтехники для снегоуборки, которая на самом деле эту уборку просто имитирует. Причем, за бюджетные деньги.

Ирина Мишина

Зима 2019-2020 года обернулись для москвичей фантастическими историями. При плюсовой температуре Москву засыпали реагентами, убирали тракторами снег, которого не было, по дворам ездили снегоуборочные машины с поднятыми щетками. Такое впечатление, что этот сценарий был написан рукой Воланда. Сейчас, когда в городе похолодало, жители столицы жалуются на то, что снег убирают, а наледи под ним остаются нетронутыми.

Это видео прислала сегодня в "НИ" муниципальный депутат района "Хорошево-Мневники" Татьяна Логацкая. Трактор чистит абсолютно чистый асфальт.

На десятках форумов и блогов многотысячная аудитория москвичей возмущается действиями коммунальных служб города. В каждом сообщении – видео работающей вхолостую уборочной техники.

Бабушкинский район, Cергей В. сообщает : «Соседи, вам приходилось видеть, как разбрасывают бюджетные (т.е. наши) деньги и ездят по ним на тракторе? Я любуюсь этим всю зиму 2019-2020! Что делает в наших дворах сие чудо техники - убирает снег? грязь? Сколько стоит 1 день такой "работы" - солярка, зарплата, амортизация? Умножьте это на количество таких тракторов и прочей техники. И не забудьте отправить СМС-ку для сбора денег на операцию очередному больному ребенку - на это не хватает в бюджете».

Марьино, сигнал от Валерия Ермакова: «Спасибо Собянину за ГЛОНАСС, трактор отметился, деньги перечислены. Вот только насос не включил, воду экономит, а грязь, снег, лежат не тронутые. Я не удивлюсь, если увижу тракториста с аккумулятором и навигатором, идущего пешком по двору. Бывает, едут 4 трактора с поднятыми щётками. И так нарезают кругов по 6 бесполезно. А денег налогоплательщиков не жалко: если надо - ещё поднимут налоги».

Системой спутникового наблюдения ГЛОНАСС коммунальная техника была оборудована в Москве в 2011 году. С тех пор техника отслеживает пробег каждого транспортного уборочного средства. Так что хочешь-не хочешь, приходится «наматывать километры». А тут еще пришла в столицу бесснежная , с дождями и плюсовой температурой зима. Люди не могут понять, почему, несмотря на все это, уборочная спецтехника с мигалками в Москве ездит и чистит снег, которого не было весь этот декабрь и большую часть января. Почему оранжевые трактора с поднятыми ковшами и щетками ежедневно наматывали километры, совершая круговой маршрут по одному и тому же месту на одном и том же участке улицы. Зачем, после разброса реагентов, прямо по ним начинает "глонасить" другой трактор с тонкой струйкой воды, смывая соль. Зачем, наконец, уборочная спецтехника ездит по чистым улицам, иногда опуская щетки , либо скребет щетками чистый асфальт. Но самое смешное, когда в бесснежные дни эта самая спецтехника собирает снег, а в снежные - всю ночь аккуратно и с жутким шумом перевозит его из сугроба с сугроб.

В начале этой недели в Москве внезапно похолодало, и мокрые тротуары превратились в каток.

Жалобы от родителей детей трех школ, дорога к которым идет по Кременчугскому скверу ЗАО, начали поступать к нам в редакцию с началом похолодания. Родители рассказывали о случаях травматизма среди детей. Муниципальный депутат округа «Фили-Давыдково» Ольга Фролова сообщила в редакцию «НИ»: «Останавливала много раз работающий вхолостую трактор. Водитель сразу начинал оправдываться: «Да я чищу, чищу!». Их выпускают на маршрут не только потому, что передвижение спецтехники отслеживает ГЛОНАСС. ГБУ «Жилищник» не выгодно сокращение водителей и горюче-смазочных веществ. Разницу от не использованного дизельного топлива, которое, кстати, стоит 44 рубля за литр, вероятно, можно положить себе в карман. Я также выяснила, что уборочная техника выходит на маршрут без путевых листов, без указания перечня работ и задач. Так что ГЛОНАСС отслеживает просто перемещение некоего автосредства, не более того. Несколько раз спрашивала водителей этой спецтехники, зачем им эта бесполезная работа. В ответ слышу одно: «Нас обязывают, вот и ездим», - рассказала Ольга Фролова.

…Начиная с 3 февраля я следила за работой спецтехники в Кременчугском сквере, где чаще всего падали, добираясь в школу по ледяному катку дети. После того, как уроки начинались, около 11 часов, в этом районе действительно появлялся трактор, который делал круг с поднятой щеткой и ковшом. После того, как я начала фотографировать эту загадочную работу, водитель открыл кабину трактора и убежал. Меня окружили дамы в черно-оранжевых робах и строго спросили, что я тут делаю. Ответила честно: «Пытаюсь понять смысл происходящих работ». Переглянувшись и посоветовавшись, женщины, наблюдавшие за работой тракториста и дававшие ему указания, скрылись. Чтобы выяснить, почему спецтехника вхолостую наматывала километраж по ледяной дороге, не делая ее ни на миллиметр менее травмоопасной для детей, я обратилась в транспортный отдел ГБУ «Жилищник» района «Фили-Давыдково».

Представитель транспортного отдела ГБУ «Жилищник» «Фили-Давыдково» Пюрвя Горяев: «Жилищник» определяет количество топлива, необходимое на год. Уборочная техника выходит на маршрут не только для снегоуборки, но и чтобы мусор подметать. Водители выходят на маршрут по указанию диспетчеров, которые всё отслеживают. Техник или мастер, если видит, что надо почистить, направляет водителя на участок».

«НИ»: А если в снегопад или после него трактор ездит с поднятой щеткой, а в гололед колесит по кругу с поднятым ковшом, это тоже по указанию мастера или диспетчера?

Пюрвя Горяев, ГБУ «Жилищник» «Фили-Давыдково»: «Диспетчер мог дать такое указание. Тут человеческий фактор, понимаете? Водитель видит наледь – созванивается с диспетчером и выполняет работу. Но он мог и не получить задание убрать наледь, если мастер счел, что она незначительная».

«НИ»: «Понятно, что когда уборочная техника работает порой «вхолостую», для того, чтобы зафиксировал ГЛОНАСС, образуются излишки топлива. Как ими распоряжаются?»

Пюрвя Горяев, ГБУ «Жилищник» «Фили-Давыдково»: «Я не знаю, я недавно в этой системе. В прошлом году излишков не было».

«НИ»: Жители района и муниципальные депутаты сообщают о том, что снегоуборочная техника работает в периоды, когда снега вообще нет...

Пюрвя Горяев, ГБУ «Жилищник» «Фили-Давыдково»: «Уборочную технику вызывают не только для того, чтобы снег убрать. Трактора диспетчеры вызывают, например, чтобы дорогу подмести, если там мусор».

«НИ»: Кто контролирует пробег уборочной техники, кто контролирует уровень шума от нее во дворах?

Пюрвя Горяев, ГБУ «Жилищник» «Фили-Давыдково: « Пробег спецтехники контролирует «Жилищник», уровень шума ГЛОНАСС не контролирует, это тоже проблема «Жилищника».

«НИ»: Сколько на этот год вам было выделено топлива?

Пюрвя Горяев, ГБУ «Жилищник» «Фили-Давыдково: «Я не помню».

В общем, очертания истории со снегоуборкой и очисткой дорог, кажется, укладываются в классический сценарий: «во всем виноват диспетчер».

Однако, история эта получила неожиданное продолжение. Начальник технического отдела ГБУ «Жилищник» «Фили-Давыдково» Александр Барыкин сообщил, что участок на Кременчугском сквере, где по тонкому льду дети вынуждены ходить в школу, находится на балансе ГБУ «Автомобильные дороги ЗАО». «НИ» связались с ГБУ «Автомобильные дороги ЗАО». Нам ответила диспетчер Ирина, которая наотрез отказалась называть свою фамилию. «Мастера выставляют на участки водителя и дают ему задание. Все указания мы получаем от вышестоящей организации – департамента ЖКХ г.Москвы, по факсограммам. По расходу горюче-смазочных веществ мы тоже получаем указания из департамента ЖКХ г.Москвы. Пробег спецтехники контролируется кем-то «свыше». Конкретные вопросы – что именно делать трактору на данном участке, дают мастера-диспетчеры», - заявила «НИ» диспетчер ГБУ «Автомобильные дороги ЗАО».

Итак, виновные найдены! Это мастера-диспетчеры, которые дают конкретное указание водителю спецтехники. Путевые листы при этом , возможно, и выдаются, только водителям спецтехники, с которыми удалось побеседовать корреспонденту «НИ» и муниципальному депутату Ольге Фроловой, о них ничего известно не было.

Но помимо вечно виноватых диспетчеров в пояснениях представителя ГБУ «Автомобильные дороги ЗАО» фигурировал также департамент ЖКХ правительства Москвы. «НИ» направили официальный запрос руководителю этой структуры г-ну Соловьеву , приложив видеозаписи из жалоб москвичей на работающую вхолостую уборочную спецтехнику. Чтобы избежать неточностей и тенденциозного изложения фактов, мы попросили г-на Соловьева ответить на несколько простых вопросов :

- Как ведется учет горюче-смазочных веществ, выделяемых спецтехнике, предназначенной для чистки улиц?

- Как используется сэкономленное топливо?

- Как и кем контролируется пробег по району спецтехники, которая при этом никаких работ зачастую не производит?

- Кто контролирует уровень шума спецтехники, работающей во дворах домов?

За неделю мы прошли все круги согласований. Понятное дело, что заместитель мэра Москвы в Правительстве столицы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков оказался недоступен и хронически занят. Пресс-секретарь департамента ЖКХ Александр Анискин тоже все дни был «на выезде» и ответить на наши вопросы не мог. Хотя нам периодически звонили из «высоких приемных» и сообщали, что «ответ для руководства написан, но вот завизировать его руководств пока не может - времени нет, надо подождать». Конечно, если боссы столичного ЖКХ все же снизойдут до того, чтобы поставить свою подпись под готовым ответом, мы непременно такой ответ сразу же опубликуем.

Хотя у нас есть подозрение, что и заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства П.Бирюков, и департамент ЖКХ правительства Москвы в курсе метаморфоз, происходящих со специальной уборочной техникой. В распоряжении нашей редакции есть Протокол заседания Штаба по координации работ выполнения программных мероприятий по благоустройству улиц, городских общественных пространств, дворовых территорий…на территории г. Москвы… по выявлению, перемещению… транспортных средств». Еще в декабре 2015 года в документе за подписью заместителя мэра по вопросам ЖКХ П.Бирюкова было зафиксировано, например, следующее: «Префектурам ЦАО, Зеленоградского округа, СЗАО, СВАО, ЮАО, ВАО, ЮВАО, ЗАО Москвы представить приказы о наказании руководителей ГБУ «Автомобильные дороги" административных округов Москвы за неисполнение факсограмм…Разобраться в причинах нарушений». В этом документе также говорится: « Префектуре СВАО Москвы разобраться в причинах нарушений ( холостой ход) по уборке дворовых территорий». «Префектуре САО разобраться в причинах нарушений при выполнении регламентных работ ( холостой ход) при уборке дворовых территорий в районе Хорошевский».

Документ этот был выпущен несколько лет назад. Что же изменилось с тех пор? Вот, что рассказала «НИ» муниципальный депутат района Хорошево-Мневники Татьяна Логацкая: «Буквально под моими окнами проходит Звенигородское шоссе. Снега сейчас мало, он быстро тает. Однако, часто наблюдаю такую картину: чистый двор, ни одного листочка, ни одной снежинки, но едет трактор. Когда у нас была бабушка-дворник, она видела, что в 2 часа ночи идет снег – вставала и убирала этот снег. Сейчас при снегопаде вижу, что в округе есть дворы , которые убраны, а есть, которые не убраны. Что касается холостой работы снегоуборочной техники, то там идет хорошее списание средств. Образуются излишки дизельного топлива, которое стоит сейчас примерно столько же, сколько бензин. Есть основания предполагать, что не потраченные остатки топлива от холостой работы техники кто-то в районе попросту прикарманивает. О многом заставляет задуматься такой факт: транспортным отделом ГБУ «Жилищник» "Хорошево-Мневники" руководит Павел Михайлович Попков - сын Михаила Александровича Попкова, бессменного главы муниципального округа и председателя местного совета депутатов. Мы обращались с заявлениями по поводу нерационального использования уборочной техники в УБЭП, в Прокуратуру – никакой реакции. И так по всей Москве», - заявила «НИ» муниципальный депутат района Хорошево-Мневники Татьяна Логацкая.

Так или иначе, есть основания предполагать, что мы имеем дело с очередной коррупционной схемой ЖКХ.

Правда, у москвичей возникло к мэрии предложение, не лишенное здравого смысла: открыть жителям столицы доступ к данным ГЛОНАССа по уборке дворов. Людям тоже видно, где на улицах чисто, а где гололед и снег по колено. Может, меньше «виноватых диспетчеров» будет?

Подпишитесь