Самый главный вопрос при такой неутешительной статистике: какова будет судьба Турецкого потока, который совсем недавно с помпой открыли при участии Владимира Путина и Реджепа Эрдогана?
Увы, но рассчитывать на то, что с запуском нового газопровода вырастут поставки, не приходится. Дело вовсе не в отсутствии возможности прокачивать газ: в прошлом году 4,35 млрд куб. м. газа были прокачаны по Трансбалканскому коридору, и 10,3 – 10,6 млрд по «Голубому потоку», который был запущен ещё в 2003 году. Теперь «Голубой поток» недозагружен на 35%. Так что возвращать прежние объёмы можем и без «Турецкого потока».
Но вот в чём проблема: турецкие потребители газа не желают покупать исключительно российское голубое топливо. Российский газ в Турции покупает не только государственная компания Botas, на которую власти могут влиять, но и частные компании Akfel Gaz Sanayi ve Ticaret A.S. и Enerco Enerji A.S., лишившиеся в прошлом феврале скидки в 10%. У частников есть выбор: конкуренция в средиземноморском регионе нешуточная. Тут и трубопроводный газ из Азербайджана и Ирана, и СПГ из США, Алжира, Катара, Египта, Нигерии, Тринидада и Тобаго и Анголы. В 2019 году Россия уступила даже поставкам СПГ, которые оцениваются в 10,9 млрд куб. м. только по итогам 11 месяцев (а по итогам всех 12 месяцев должны достичь 12 млрд куб.м. газа). Азербайджан таких высот не достиг, поставив 8,66 млрд куб. м. газа за 11 месяцев, но динамика впечатляет: это на 29% больше, чем в 2018 году.
Выходит, что, поскольку турецкий газовый рынок открыт для любых предложений и не монополизирован госкомпанией, никто не может обещать Газпрому стабильный спрос на топливо. В таких условиях строительство «Турецкого потока» было либо чистой авантюрой, либо политическим с демонстрацией того, что Россия может реализовывать сложные проекты. Но укладкой труб по морскому дну занималась швейцарская компания Allseas, и всё равно Трансанатолийский газопровод (TANAP), поставляющий газ из азербайджанского месторождения Шах-Дениз, был запущен почти на месяц раньше «Турецкого потока». Не самая удачная демонстрация возможностей. И точно – не самая дешевая.
Сам «Турецкий поток» оценивается в 7 млрд долларов (441 млрд долларов), но ведь ещё надо поставить газ по территории России до компрессорной станции «Русская» на берегу Чёрного моря. Для этого пришлось построить ещё 4 компрессорных станции и 650 км газопровода по территории России. При этом мощности станции «Русская» избыточны: она проектировалась для закачки 63,4 млрд куб. м. газа в несостоявшийся «Южный поток», а две нитки «Турецкого потока» могут принять лишь 31,5 млрд куб. м.
Аналитики Sberbank CIB уже отмечали риски того, что проект не окупится никогда. А значит это деньги, выброшенные на ветер. Почему их тогда не «выбросили» на газификацию регионов России? Сравните: за последние 10 лет Газпром инвестировал в газификацию России 304,25 млрд рублей – значительно меньше, чем в один «Турецкий поток», вынужденный простаивать почти без газа.