Posted 6 февраля 2020, 13:09

Published 6 февраля 2020, 13:09

Modified 7 марта, 15:17

Updated 7 марта, 15:17

Алексей Минеев: «15 января 2020 года государство перестало быть импотентом...»

6 февраля 2020, 13:09
Cмена правительства России произошла из-за экономических проблем, а проблемы в экономике возникли из-за коррупции, бороться с которой никто не спешил

Алексей Минеев (телеграм-канал Проект Кино) - специально для "Новых Известий"

Причина того, что Владимир Владимирович снял Дмитрия Анатольевича и курирующих экономику и промышленность вице-премьеров соответственно А.Г.Силуанова и Д.Н.Козака, а также министра экономического развития М.C.Орешкина – провал в экономике, в реализации Правительством задач, поставленных Президентом России в мае 2018 года.

Объективно Россия сделала многое для развития экономики. Системно. Результат видим в значительном росте рейтинга Всемирного Банка «индекс легкости ведения бизнеса». Россия поднялась с 124-го места в 2010 году до 28-го в 2019.

Макроэкономика также значительно улучшились. Инфляция снизилась с 6+% в 2-4% за десять лет. Появились длинные деньги, в том числе льготное долговое финансирование под 5%.

Тем не менее, удивительно, что в реальном выражении, то есть вычитая инфляцию из номинального роста, рост экономики замедлился до ~1%.

Причина замедления экономического роста не в санкциях.

Безусловно, Россия дорого заплатила за воссоединение с Крымом. Рубль потерял половину стоимости в 2014 году. Но инфляция не отыграла падение рубля соразмерно, оставаясь на уровне 12-13% в 2014 и 2015 годах. Объяснение этому в том, что к 2014 появилось отечественное производство, удовлетворяющее внутренний спрос в достаточной мере. Когда цены в рублях на импортные товары выросли в 2 раза, именно то обстоятельство, что внутренний спрос к тому времени в значительной степени уже удовлетворялся отечественной промышленностью удержало цены в России от роста. Казалось бы, это – очень позитивно. Именно.Что же произошло дальше? Рост? Наоборот, полный провал!

Вместо того, чтобы использовать внезапно появившееся ценовое конкурентное преимущество отечественного производства перед очень дорогим в рублях импортом к началу 2015года, а также использовать улучшенные к тому времени условия ведения бизнеса в России, реальный рост ВВП, исключая косвенные налоги, то есть НДС и акцизы, накрученные на цену товаров и услуг, снизился до уровня ниже 1%, а не вырос выше докризисного уровня 3-4%.

Более того, национальные проекты, с которыми носились, как с писаной торбой ожидая экономический прорыв, на поверку оказались …«ничем»? Национальные проекты были разработаны для исполнения майского указа Президента от 7 мая 2018г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Громко говорили, что заложено финансирование 26 трлн руб. на 5 лет! 2019 - первый год национальных проектов. Год прошел, а роста-то нет!

Не удивительно. Расходная часть госбюджета в ценах одного года на протяжении 10 лет на одном уровне – 18-20 трлн руб. Откуда же будет рост, если расходы на одном уровне?

В конце декабря глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что «достижение и выполнение национальных проектов не приведет к достижению национальных целей». Все это видели и молчали, а Алексей Леонидович не побоялся сказать, как есть. Нацпроекты разработаны в отрыве от целей. Таким образом, также «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2036 года», обновленный на конец 2018 года, с целевыми показателями роста инвестиций с текущих 19% от ВВП до 25% к 2025г. для обеспечения реального роста ВВП 3+% оказывается мало чем подкрепленным. Именно потому, что Правительство занималось, по сути, «очковтирательством», а не реализацией поставленных Президентом целей, оно и было отправлено в отставку.

«Очковтирательство» все прекрасно видели, но молчали. На конец 2019 года индекс производственной активности в России упал до 10-летнего минимума! Негативная динамика наблюдалась весь 2019 год, при том, что максимум индекса был ниже максимума в 2017 году – то есть еще до национальных проектов. Явление, когда все видят, но молчат – называется групповым мышлением («groupthink» - англ.) – психологический феномен, возникающий в группе людей, и заключающийся в том, что все ее участники проявляют конформизм, и в результате, группой принимаются иррациональные решения. Групповое мышление – не только на уровне правительства, а всего общества. Все видят, но никто не решается назвать вещи своими именами.

Вышеприведенный анализ говорит о том, что причины экономических проблем в России – совсем неэкономические. И анализ не говорит о том, что будет рецессия. Речь о другом.

Групповое мышление, конформизм в группе людей, приводящий к принятию иррациональных решений, имеет связь с консенсусом общества о том, что коррупция в российском государстве захватила все и бороться с ней бесполезно.

«Очковтирательство» стало нормой, то есть консенсусом российского общества, так как написать в договоре одно, а оказать другие услуги, если вообще оказать какие-либо услуги — неотъемлемая часть воровства на государственном уровне, то есть коррупции.

Масштабы коррупции и то, что государство упустило много времени, легко заметить по сотням миллионов долларов, изъятых у бывших полковников Захарченко и Чиркалина. Государство долго было импотентом, погрузив в сон группового мышления всех своих чиновников. Чиновники начали получать вторые гражданства и виды на жительство. Это тоже стало новой «нормой», и до 15-го января 2020 года за эту новую «норму» им ничего не было.

Крупный бизнес в России, получивший начальный капитал с помощью грабительской для общества приватизации и открытого воровства на залоговых аукционах, никогда не проявлял заботы о Родине больше, чем проявляло импотентное государство. Напротив, увлечение яхтами за сотни миллионов долларов на фоне отсутствия успехов развития собственного бизнеса и инноваций, выражающееся в дефиците конкурентоспособной на мировом рынке продукции, а также социальной безответственности – проявление импотенции российской бизнес элиты.

Вторые гражданства и виды на жительство среди всех российских элит, а не только бизнеса и чиновников, стали уже национальной угрозой.

Конфронтация России с Западом застигла врасплох российские элиты, считавшие себя на тот момент уже частью Запада. Обострение насущности проблемы защиты национальных интересов привело к усилению борьбы с коррупцией, которая к этому времени достигла таких масштабов, что было непонятно, где закончить бороться, если начать.

Более того, коррупционная парадигма имеет не только такие очевидные последствия как негативное влияние на развитие бизнеса и беззаконие, но также вышеуказанное групповое мышление, самоцензуру в СМИ, утечку мозгов из страны, но и самое главное– искаженные ценности общества, отсутствие веры в справедливость.

15 января 2020 года российская власть перестала быть импотентом, сняв ответственных за провал в экономике, наложив запрет на иностранное гражданство у руководителей органов власти.

Сценарий выхода экономки из едва заметного 10-летнего роста подразумевает увеличение госрасходов на пару-тройку триллионов рублей, используя никому не нужный профицит бюджета, являясь по сути гарантией бизнеса в возврате инвестиций, а также источником увеличения реальных доходов граждан. Необходимость увеличения госрасходов повлечет к усилению тренда борьбы с коррупций и нецелевым расходованием бюджетных средств.

Будет ли борьба с коррупцией «без всяких полутонов и допущений»? А другого выхода нет, если принять во внимание необходимость технологического прорыва России.

Единство закона для всех, ломка коррупционной парадигмы – должно стать частью нового общественного договора, который будет служить залогом эффективного использования интеллектуальных и предпринимательских ресурсов малого и среднего бизнеса, наряду с эффективным вовлечением крупного капиталоёмкого бизнеса, в развитии передовых отечественных технологий. Именно на этом фронте – главный вызов России - в отстаивании суверенитета, и Владимир Владимирович это понимает.

И альтернативы этому нет и быть не может.

Подпишитесь