Posted 3 февраля 2020, 14:14
Published 3 февраля 2020, 14:14
Modified 7 марта, 15:20
Updated 7 марта, 15:20
А незадолго до этого стало известно, что, согласно опросу «Левада-Центра», 47% россиян полагают, что конституционная реформа затеяна в интересах Владимира Путина для расширения его полномочий и для возможности остаться у власти после того, как его президентский срок будет завершен в 2024 году.
Особенности актуальной национальной социологии «Новые Известия» попросили прокомментировать политолога Дмитрия Орешкина:
«Есть разница между «Левадой» и ВЦИОМ. «Леваде» присвоен знак качества – он признан иностранным агентом, с чем сам «Левада-центр» не согласен, но, тем не менее, он в соответствии с законом под каждым своим материалом пишет о том, что «признан судом иностранным агентом, с чем он сам не согласен».
А ВЦИОМ – агент Кремля. Для того его и держат, чтобы в нужный для руководства момент озвучивал нужные цифры от имени народа. Когда Кремль не озабочен критическим моментом, ВЦИОМ может публиковать вполне вменяемую статистику. А когда озабочен – что скажут, то и напишут. Для того, чтобы оценивать правдоподобие сообщения, надо посмотреть на источник этого сообщения. У ВЦИОМа вполне сложившаяся у профессионалов деловая репутация.
Я вполглаза смотрел сообщение, но там было написано: поддерживаете ли вы изменения, направленные на независимость России от решений зарубежных судов? Да, конечно, большинство людей это поддерживают. Согласны ли вы с тем, чтобы закрепить в Конституции регулярную индексацию пенсий? Конечно, все согласны. Кто будет против?
Если мы сравниваем данные «Левады» и данные ВЦИОМ не по отдельности, а целиком, то половина населения считает, чего это так вскинулись менять Конституцию – скорее всего, это делают в практических интересах Путина. Это вполне рациональный и здравый ответ. То, что так думает половина населения – вполне правдоподобно.
Но, разве это – ключевые поправки? ВЦИОМ не задаёт вопрос: вы за то, чтобы сократить права городского самоуправления и передать их на региональный уровень? (что и происходит при выстраивании так называемой единой системы государственного управления). Тут ответы были бы другие. Но их не задают. А именно так стоит вопрос при переделке Конституции, потому что речь идёт де-факто об устранении остатков того, что историки называют Магдебургским городским правом и что было зафиксировано в Конституции 1993 года, когда городское самоуправление не входило в систему государственной власти и подчинялось только горожанам. Теперь они будут входить в систему государственной власти, как это было в СССР. И здесь, если людям разъяснить в чём дело, они бы по-разному оценили эту замечательную юридическую новеллу.
В опросе, проведённом ВЦИОМ, вообще ни слова не было о муниципальной власти. Это тема, которую вообще никто не обсуждает, а она очень важная. Эти изменения означают, что мы возвращаемся к советской модели управления, когда был ЦК Партии, под ним – облкомы, горкомы и райкомы… Эта вертикаль шла сверху донизу. Путин 20 лет аккуратно городские свободы душил. И задушил. Теперь это будет задушено и в юридическом плане. Естественно, что об этом не спрашивают. Поправок внесено много, а задавалось только 11 вопросов. Это – выборочный опрос, составленный под определённое задание. Почти наверняка получаешь положительный ответ. Это и есть искусство манипуляции общественным мнением, искусство манипуляции социологией. Или – манипулятивная социология. Те вопросы, которые вызывали бы у людей сомнения – не задаются, но потом нам сообщают, что 91% населения поддерживает внесение поправок в основной закон».