Алина Витухновская: «Эко-тоталитаризм стучится в дверь...»

2 февраля 2020, 23:45
Если в реальном мире все еще чествуют Грету Тунберг, то в новом датском сериале «Рагнарёк» ее высмеивают

Алина Витухновская, писатель

Я уже неоднократно отмечала, что современные сериалы представляют собой новый вид универсального информационного средства, которое не только трансформирует все новейшие социальные тенденции, служит своеобразным социологическим маркером, но и предвосхищает ряд научных, культурных и социальных концепций, которые еще не были проговорены.

С этой точки зрения любопытен свежий датский сериал «Рагнарёк», вышедший в конце января 2020 года под брендом «Нетфликс». Это шестисерийный видеоряд о норвежских подростках, живущих в маленьком провинциальном городке, где всем заправляет одна богатая семья, владеющая, как у нас говорят, единственным «градообразующим предприятием».

Режиссер отсылает нас к древнему эпосу, а именно к «Старшей Эдде» — поэтическому сборнику о богах и героях скандинавской мифологии. Местечко, показанное в фильме, так и называется — Эдда. Но если бы речь шла только об аналогиях, связанных с архетипами и мифологией, смотреть сериал было бы не интересно. Интересным он становится лишь потому, что сквозь непрозрачные отсылки к древним мифам, проглядывает современная проблематика, не только деформирующая характер героев, но и смещающая сами представления о добре и зле в более сложные области.

Итак, дано. Главный герой — подросток, страдающий дислексией и неуспевающий в школе, из неполной бедной семьи, несуразный, не очень умный, этакий увалень, вдруг наделяется сверхчеловеческими способностями — необыкновенной силой и сверхъестественными прозрениями. В процессе обретения этих способностей и изучения эпоса, главный герой осознает, что является воплощением бога Тора.

Что особенно нам интересно в истории Магне — главного героя? Мы видим какие внутренние страдания и метаморфозы он переживает. И в какой-то момент мы понимаем, что этот мальчик не может быть вписан в прежние схемы — ни традиционалистско-модернистские, ни современные гуманистические. А именно — он не может быть героем, не только в античном представлении, из него не получается даже супермен, но также он не тождественен образу «инвалида-невротика-жертвы». Современный человек — есть мутант, который опровергает собою любое тождество, любые идентичности, любые прежние конструкты. И с этой точки зрения он куда интересней так называемого сверхчеловека — лучшего из равноубогих, но чудовищно-предсказуемого.

Магне-Тор влюбляется в одноклассницу, девушку эко-активистку. Она расследует историю с загрязнением воды, связанную с предприятием «JutulIndustries», возглавляемым одиозным семейством Ютул. Они, в свою очередь, являются оборотнями, вечно молодыми сущностями, мифологически происходящими от потомков воинов-гигантов, соперничавших с богами. Теперь же их основным оружием стали не боевые топоры, а финансовое и политическое влияние. Они словно бы десакрализуются, превращаясь в своеобразную «Семейку Адамс» на скандинавский манер. Отпрыски критикуют родителей за измельчание и буржуазность, за страсть к американским сериалам и дешевым конфетам. Забегая вперед, хочу заметить, что глава семейства — Видар Ютул хоть и принимает на себя в конце сюжета миссию своего мифологического прототипа, в жизни остается мечущейся сущностью, как всякий современный человек.

Нарратив и подача этого сериала акцентируют актуальную проблематику насущных вопросов окружающей природной среды через обращение к архетипическим основам, персонализированным образам из мифологии. Прежние формы социальных войн, а именно, и в первую очередь, классовая борьба, заменяется на борьбу за доступ к природным богатствам, и, соответственно, за их чистоту.

Вместо идеологических иллюзий прошлого, новой актуальной политической повесткой становится власть над ресурсом, где люди сами по себе не особенно нужны. Под этим циничным лозунгом, прикрытым внешней риторикой заботы о жизни, формируются современные политические движения, которые раньше могли бы быть отнесены к левому флангу. При этом, их оппонентами автоматически становятся все, кого и сейчас можно отнести к средним и крупным собственникам.

В некотором роде современные сериалы становятся актуальней новостей. В мире еще чествуют Грету Тунберг, а в сериале «Рагнарёк» ее уже высмеивают. Тем не менее, эко-борьба становится единственной альтернативой новой тоталитарности, которую продолжают олицетворять государство (Левиафан) и древние зловещие сущности. Однако, мы наблюдаем не только смешение психотипов — «не герой и не человек» и пр., но и смешение изначальных представлений. В фильме мы видим, что нет уже никакого «добра» и «зла» в их первоначальном онтологическом смысле, но есть интересы определенных групп, над которыми стоят интересы субъектов. И интересы эти, в первую очередь, экономические и только потом — моральные. И это давно уже не марксизм. Мы видим ресурс как подлинную изначальную онтологию, мы видим саму изнанку десакрализованного бытия. В этом еще одна значимая особенность сериала как жанра. Он может позволить себе говорить языком образов, полунамеков и догадок то, чего не могут позволить другие формы, ибо в мире культуры еще существуют строгие моралистские табу, которые, в свою очередь, являются своеобразным запретом на прогресс.

В данной статье я хотела бы упомянуть о той опасности, которая нас подстерегает. А именно — о возможности эко-тоталитаризма, который грядет, если агентам влияния типа профанической анти-Лолиты — Греты Тунберг будет дан зеленый свет. Такие люди и такие идеи, будучи представлены и восприняты как абсолютные, быстро становятся неуправляемыми. Тогда моралистский лейтмотив сериала, будет переигран ровно наоборот, но уже в реальном мировом масштабе. Конкретно — «боги» и люди с их жизнью и представлениями окажутся «безусловным злом», а чистая экология, превращающаяся в буквально фашистскую стерильность, уничтожит все живое на своем пути.

#Игорь Зотов #Аналитика #Сериалы #Климат #Власть и народ #Экология
Подпишитесь