Posted 30 января 2020, 16:49
Published 30 января 2020, 16:49
Modified 7 марта, 15:23
Updated 7 марта, 15:23
Как известно, Болгария, которую россияне по давней традиции считают дружественной страной, на этой неделе отличилась (в кавычках) дважды: во-первых, выслала двоих российских дипломатов, а во-вторых покусилась на самое святое – на российский газ! И разумеется, два эти события прочно взаимосвязаны: болгары наказали нашу страну не только высылкой дипломатов, которых уличили в шпионстве, но и решили отказаться и от газа.
Министр энергетики Болгарии Теменужка Петкова заявила, что до конца 2020 года ее страна ограничит поставки нашего газа на 50%, при этом планируется, что половина всего годового потребления в 3 млрд кубометров газа придется на доли газа из Азербайджана и поставок сжиженного природного газа.
Очередным провалом в российской экономике назвал это решение Болгарии журналист Василий Аленин:
«За последнее время в Болгарии российские дипломаты и сотрудники российских спецслужб стали фигурантами нескольких дел о шпионаже, покушении на убийство, вмешательстве во внутренние дела страны.
Вместо того, чтобы оставить Болгарию в покое, не лезть в ее внутренние дела, иметь в виду интересы экономического сотрудничества, а также тот факт, что Болгария – дружественная России страна, и занимает в ЕС особое положение, российское руководство захотело большего. Вот и получили результат.
Но вряд ли случившееся послужит уроком для тупой российской внешней политики с опорой на спецоперации. Проиграв, продолжат ломить дальше в том же направлении. Понимают только язык силы. Как бандиты...»
Сетевой аналитик Анатолий Несмиян тоже не смог пройти мимо этой новости, сделав на ее основе далеко идущие выводы:
«Объемы болгарского импорта невелики - около 3 млрд кубометров в год, однако Болгария продолжает тенденцию. Польша и Турция уже существенно сократили импорт российского газа, поляки причем с 23 года полностью его прекращают, и эта тенденция носит явно политический характер. Российское руководство, используя свои углеводороды как инструмент политического шантажа, неизбежно должно было получить ответ, который не мог быть мгновенным, но он был неизбежным.
Газпром уверенно идет к краху, причем к нему ведут три взаимодополняющих друг друга фактора: перенасыщение европейского рынка газом, снижение цены на него и политические решения о принудительной диверсификации поставок. Всё это рано или поздно (скорее рано) приведет к сокращению доли Газпрома на рынке при снижающихся ценах. На все это наслаиваются колоссальные затраты, которые понес Газпром при строительстве новых трубопрводов, которые в условиях падения спроса превращаются в полупустые резервные мощности для Европы. И без того призрачная окупаемость новых газотранспортных систем при сложении неблагоприятных для Газпрома факторов превращается в миф.
При сохранении тенденции через довольно короткое время ребром встанет вопрос о перспективах банкротства национального достояния. Чудес не бывает. Спасать Газпром можно будет по двум сценариям - неизбежному, через его дробление и распродажу (что прямо сейчас делает Мадуро со своей полностью обанкротившейся нефтяной отраслью) или взятии Газпрома на баланс бюджета с беспощадным повышением тарифов на внутреннем рынке. Что, конечно, вызовет взрыв благодарности населения и полный коллапс остатков экономики. Третий вариант - это, конечно, марсиане, которые прилетят и сделают всем хорошо. Но это неточно...»
А экономист Антон Шабанов радуется тому, что наша страна успела кое-что накопить за время высоких цен на углеводороды::
«Накопленные нами резервы – это очень хорошо. Потому что количество финансово-экономических проблем с начала этого года только увеличивается и запасы вскоре могут нам пригодиться. Основной доход мы всё также получаем от нефти и газа, а тут одно за одним: поставки газа в Европу рухнули (-25% год к году), Белоруссия уже закупает нефть у норвежцев и ведёт переговоры о других источниках.
И в общем всё это предсказуемо, данная тенденция только набирает свои обороты. Нефть и газ перестают быть уникальными энергоносителями, а потому надо бы и нам диверсифицироваться. Иначе через пару пар лет может оказаться, что и нефть нашу особо никто не покупает, и запасы закончились...».