Posted 24 января 2020, 14:15

Published 24 января 2020, 14:15

Modified 7 марта, 15:00

Updated 7 марта, 15:00

"Спасибо, Twitter!" Как анализ социальных сетей помог присоединить Крым

24 января 2020, 14:15
Американские эксперты уверены, что «зеленые человечки» появились в Крыму после того, как российские власти внимательно изучили содержание украинских социальных сетей

Изучение соцсетей может дать важные подсказки о политических настроениях в обществе. Ученые полагают, что правительства могут использовать соцсети для оценки возможных потерь и издержек, связанных с оккупацией иностранных территорий.

Ирина Зиганшина

Новое исследование политологов Калифорнийского университета в Сан-Диего, опубликованное в журнале Post-Soviet Affairs, посвящено изучению данных из Twitter во время конфликта между Россией и Украиной в 2014 году. Ученые высказывают предположение, что кремлевские аналитики могли изучать твиты пользователей, чтобы определить, на каких территориях российские солдаты будут восприниматься как освободители, а на каких – как захватчики, и исходя из этого планировать географию военных операций. Исследование не содержит доказательств того, что все происходило именно таким образом, однако показывает, что потенциал подобных методов весьма высок.

«Если вы консервативный российский военный стратег, вы посылаете спецназ туда, где солдаты будут восприниматься как освободители, а не как оккупанты, – объясняет один из авторов исследования Джесси Дрисколл, адъюнкт-профессор политологии Калифорнийского университета в Сан-Диего. – Насильственная оккупация русскоязычных территорий, которые не хотели бы видеть у себя русских солдат, для Путина стала бы катастрофой с точки зрения общественного мнения, поэтому было крайне важно предварительно оценить выгоды и потери от оккупации».

Ученые проанализировали данные из Twitter начиная с августа 2013 года. Сообщения пользователей со всего мира – примерно 940 000 000 твитов – были пропущены через несколько фильтров: временной отрезок в 188 дней с февраля по август 2014 года, местоположение – Украина и язык –русский. Твиты были сопоставлены с GPS-координатами пользователей, у которых были включены службы определения местоположения. Как объясняют ученые, в первую очередь их интересовали русскоязычные на Украине, потому что именно от них можно было ожидать сопротивления.

Затем исследователи создали два словаря для идентификации ключевых слов, связанных с двумя поляризованными и конкурирующими нарративами того времени. «Все это началось с события, которое Кремль до сих пор называет «переворотом», а западные правительства –«революцией достоинства» (укр. революціягідності). Среди антикремлевских пользователей была широко распространена формулировка «терроризм», прокремлевские твиты часто упоминали «фашизм». Два эти нарратива постоянно использовались в новостях в течение шести месяцев, которым посвящено исследование, в том числе в новостных программах российского и западного телевидения», – говорит Дрисколл.

На начальном этапе исследователи вручную, отфильтровывая ботов, выбрали 5328 твитов из 1339 аккаунтов. Команда русскоязычных помощников на Украине прочла каждый твит, чтобы определить политическую принадлежность его автора. Затем с помощью искусственного интеллекта анализу была подвергнута гораздо более широкая выборка. 58 689 твитов были идентифицированы как прокремлевские, 107 041 – как антикремлевские.

Наконец, исследователи наложили эти данные на области Украины и увидели, что прокремлевские настроения в той или иной степени были выражены в каждой области, однако в Крыму процент прокремлевски настроенных был аномально высок. Рассказы российского ТВ о том, что произошел фашистский переворот, не прижились в украинском русскоязычном сообществе, единственным исключением был Крым. Сравнив полученные данные Twitter с картой военной операции на Украине, исследователи увидели почти полное совпадение: Россия направила войска именно в те области, где их, судя по постам в соцсетях, им были рады.

«Мы не утверждаем, что социальные медиа были единственным способом получить информацию о политических настроениях украинцев, – говорит Дрисколл. – У Кремля и без того много глаз на местах. Однако соцсети дают детальную картину, которую аналитики из разных стран могут наблюдать в реальном времени и с большого расстояния. Военные только начинают изучать способы, с помощью которых информационные технологии могут влиять на результаты сражений. По мере совершенствования методов интеллектуального анализа данных они будут интегрироваться в военное планирование. Наша статья показывает один из возможных способов их применения».

Подпишитесь