Posted 23 января 2020, 15:25

Published 23 января 2020, 15:25

Modified 7 марта, 15:01

Updated 7 марта, 15:01

Максим Осадчий: “Конфликт с ЦБ — причина возможного ухода Грефа из Сбербанка"

23 января 2020, 15:25
Сюжет
Банки
Герман Греф откажется от управления Сбербанком, если новый собственник изменит стратегию. Эксперт отметил, что причиной этого заявления стала не угроза изменения стратегии, а разгорающийся конфликт Грефа с руководством ЦБ.

Греф откажется от управления Сбербанком, если новый собственник изменит стратегию, об этом он заявил журналистам в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе. На данный момент основным акционером Сбербанка является Банк России (50% плюс одна акция), однако в последнее время стала часто появляться информация о том, что контрольный пакет акций банка может быть передан от Центрального Банка другой государственной структуре.

Максим Осадчий, начальник аналитического управления банка БКФ в комментарии “НИ” пояснил, что заявления Грефа о возможном уходе из Сбербанка вызваны конфликтом с ЦБ:

“Каковы на самом деле причины этого заявления? Уж во всяком случае, не угроза изменения стратегии, ведь стратегия Сбербанка определяется в первую очередь самим Грефом. Очевидная причина — разгорающийся конфликт Грефа с руководством ЦБ, что наиболее заметно проявляется в явном саботаже Сбербанком присоединения к Системе быстрых платежей. Это присоединение должно было произойти до 1 октября 2019 года, но не произошло и до сих пор. Что, естественно, вызывает негативную реакцию ЦБ. Проявляющуюся, в частности, в штрафе размером 1 млн рублей за этот саботаж.

Кроме того, в недавней презентации «Сбербанк подвел банковские итоги года» содержится довольно жесткая критика ЦБ.

В свою очередь, в опубликованном 25 ноября 2019 года докладе «Подходы к развитию конкуренции на финансовом рынке» ЦБ выражает беспокойство в отношении банковских экосистем, тогда как для Сбербанка формирование своей экосистемы — одно из стратегических направлений развития.

Греф видит Сбербанк не как банк, а как технологическую компанию. Это видение также не встречает понимания со стороны руководства ЦБ.

Конфликт между регулятором и его собственным банком разгорается, и ЦБ не возражает против того, чтобы перестать быть контролирующим акционером Сбербанка (регулятору принадлежит 50% + 1 голосующая акция Сбербанка). Но при одном маленьком условии: что ему заплатят за это. А рыночная цена этого пакета — около 46 млрд долларов.

Конфликт находится на стадии развития, он должен быть разрешен и в стратегической плоскости, в выборе направления развития Сбербанка: останется ли он классическим банком или трансформируется в техкомпанию. Когда такой монстр утрачивает консервативность, он утрачивает управляемость. Гигант не в состоянии так быстро и так эффективно маневрировать, как относительно небольшие частные банки. Поэтому концепция трансформации Сбербанка в техкомпанию, которой придерживается Греф, может привести к снижению управляемости Сбербанка, что, естественно, вызывает беспокойство со стороны ЦБ.

Известно, что “бывших начальников не бывает”. Эльвира Сахипзадовна, которая была в свое время заместителем Грефа, а сейчас фактически является его начальником, переносит этот конфликт без каких-либо кадровых решений. Хотя могла бы принять, как руководитель контролирующего акционера, жесткие кадровые решения, связанные со сложившимися разногласиями. Если же Сбербанк уйдет с орбиты ЦБ и окажется в другом подчинении, то тут могут, конечно, возникнуть не очень приятные для Германа Оскаровича расклады”.

Подпишитесь