Сергей Левин
Стоит напомнить, что за последние 5 лет Россия дважды не участвовала в главном аграрном форуме мира, поскольку министр сельского хозяйства Ткачев попал под "крымские" санкции. На этот раз с главой Минсельхоза тоже не заладилось, - накануне открытия "Зеленой недели" состоялась отставка правительства РФ и г-н Патрушев в ранге и.о.остался в Москве.
Вместо первого лица российскую делегацию возглавил заместитель Министра сельского хозяйства Сергей Левин. Выступая 17 января на панельной дискуссии с немецкими предпринимателями г-н Левин шокировал публику успехами российского АПК (цитата от пресс-службы МСХ РФ):
«За последние 10 лет производство сельхозпродукции в России выросло более чем в 2 раза, что позволяет поставлять значительные объемы продовольствия на мировой рынок. В прошлом году экспорт сельхозпродукции составил более 25 млрд долларов и по сравнению с 2000 годом вырос почти в 20 раз», - сообщил замминистра.
Вдобавок Сергей Левин отмечает, что за последние пять лет Россия перешла от импортозамещения к экспортному развитию агропромышленного комплекса. При этом Левин связывает изменения модели развития АПК с введением санкций (выделено нами - ред.).
Эксперты рынка несколько усомнились в правдивости приведенных цифр. Более чем двукратный рост в производстве сельхозпродукции скорее всего отмечен не в натуральном выражении, а в денежном. Что не мудрено с учетом российской инфляции и двукратной девальвации рубля после 2014 года. И уж точно за 10 лет россияне не стали есть вдвое больше мяса, рыбы или овощей с фруктами.
Что касается 20-кратного роста экспорта, то все понимают, что его львиная доля приходится на зерновые культуры и растительное масло, а сам невиданный рост отталкивался 20 лет назад от почти нулевой отметки на фоне полного коллапса аграрной отрасли в 90-х годах.
Наконец, замминистра перепутал понятия. Ни одна страна мира САНКЦИИ на аграрный экспорт России не вводила. Это мы ввели АНТИСАНКЦИИ, запретив импорт продовольствия из стран, поддержавших американские "наказания" против России.
Впрочем, специалисты мирового АПК, приезжающие в Берлин, разделяют пиаровскую и пропагандисткую часть от деловой.
России организаторы выставки всегда рады. Мы - крупный клиент коммерческого форума, где пять тысяч квадратных метров выставочной площади дают совсем не даром. По разным оценкам, каждый кв метр стоит от 200 до 300 евро и плюс к тому - затраты на обустройство павильонов и стендов.
- К плате за аренду нужно добавить стоимость установки стенда (от $50 за самый простой вариант до десятков тысяч долларов за стенд с мультимедийным оборудованием). Плюс декорации, энергообеспечение, обустройство павильона мебелью и профильным оборудованием. Например, аренда стула может превысить его стоимость.- рассказал "НИ" специалист по выставочному бизнесу Аркадий Вележев.
Кроме того, традиционно российский павильон - излюбленное место для немецких "стололазов". Посетители, платящие 15 евро за входной билет, уже приучены к тому, что наши аграрии и напоют, и накормят от пуза, да еще и какое-нибудь шоу покажут с певцами, танцорами и кубанскими казаками.
Каждый год ситуация повторяется без всяких вариаций: вначале - заявления российских чиновников о "невероятном" экспортном потенциале наших регионов, затем угощения с песнями и плясками, следом ... бесславный отъезд домой. Потому что продукты нашего пищепрома никому в ЕС не нужны. В сырно-колбасном раю Германии, Франции, Италии, Швейцарии "вкусная колбаса из Оренбурга" продаваться не будет.
Во-первых, европейские фермеры бдительно следят за иностранными конкурентами. Традиция последних лет - акции протеста аграриев во время "Зеленой недели". На этот раз обнаружилось, что в одном из российских павильонов нашли свинину. Которую немедленно изъяли и уничтожили ветеринарные службы. И сделано это строго по закону: мясные продукты из стран, не входящих в Евросоюз, запрещены к ввозу в Германию.
Коню понятно, что запреты введены не только из-за угрозы африканской чумы свиней, но в первую очередь - как поддержка своих агропроизводителей. И речь идет не только о колбасе и мясе. Попытки экспортировать в ЕС любые другие продукты наталкиваются на изощренные бюрократические требования по сертификации всего и вся. Отнюдь не случайно дегустация сыра российского предпринимателя Олега Сироты в рамках международной сельскохозяйственной выставки "Зеленая неделя" оказалась под угрозой срыва - будто бы из-за проволочек немецкой таможни, которая не пустила сыр дальше аэропорта.
"Мы раздали тысячу пригласительных на дегустацию. Что сейчас говорить людям? Будем писать им, что все переносится, но надеемся, что сыр доедет. Нам, конечно, рассказывали, что не так все радужно в Европе, с цветами нас никто не ждет, но тут ты приглашен на мероприятие и тебе говорят, что твой сыр не приедет." - заявил Олег Сирота.
Так ровно те же проблемы испытывали российские пищевики и 10 лет назад, когда еще до эпохи санкций и антисанкций попытались наладить экспорт элитных колбас в страны Евросоюза. Никакие увещевания западных "партнеров" министром Еленой Скрынник не помогли. Не спасло наших производителей и вступление России в ВТО.
Но что странно и, мягко говоря, смешно: каждый год, на каждой новой "Зеленой неделе" российские чиновники как бы заново открывают свои Америки, слово-в-слово повторяя мантры предыдущих лет.
К примеру, губернатор Кубани Вениамин Кондратьев подчеркнул, что регион намерен активно продвигать свою продукцию на экспорт. Участие в «Зеленой неделе» – тому подтверждение.
– Мы видим огромный спрос на кубанскую продукцию, об этом говорит большое количество людей на нашем стенде. Мы уверены в качестве нашей продукции и сегодня будем общаться с немецким бизнесом о том, как продвигать нашу продукцию в Германии, – сказал губернатор.
Ой ли? Всего лишь "будем"? А чем же занимался много лет подряд предшественник Кондратьева Ткачев - и в ранге главы Краснодарского края, и будучи министром сельского хозяйства? Ведь павильоны Кубани всегда были самыми роскошными и изобильными, именно там рекой лилось вино, которое Кондратьев только собирается продвигать в ЕС!..
Как именно наши аграрии занимается "продвижением", видно на примере калининградского павильона, в котором выставлены консервы из скумбрии "За Родину". Мало того, что на банке нет английского названия, так и сам призыв носит глубоко двусмысленный характер. Ведь скумбрия - из бывшего прусского Кенигсберга, считающегося родиной тысяч и тысяч немцев, изгнанных из будущей Калининградской области зимой - весной 1945 года. Ну хорошо хоть, отправляя товар в Германию, русские патриоты-пищевики не назвали рыбное филе "Можем повторить!", "На Берлин!" или не сочинили какую-нибудь другую победобесную пошлятину&
Еще пример - подмосковный министр сельского хозяйства Андрей Разин, который с искусством менеджера по продажам рекламируют в Берлине продукцию тепличного комплекса из Астапово «Луховицкие овощи».
«В первую очередь мы угостим участников и гостей выставки нашим знаменитым брендом — луховицким огурцом, который давно стал символом высокого качества в России. Теперь очередь дошла до Европы. Также мы представим наши популярные сорта томатов Черри и Коктейльные под премиальными брендами «Томаты медовые» и «Дольче Вита», которые отличаются ярким и насыщенным вкусом», — отметил Андрей Разин.
По словам министра, вся продукция упакована в инновационные коробки премиум-класса, аналогов которым нет сегодня на рынке.
Отлично! Молодцы!.. Только вот тепличный комплекс в Астапово был построен с учетом огромных льгот и дотаций из российского бюджета не ради экспорта в Европу. Для импортозамещения "пластиковых" овощей из Китая и Турции, наводнивших наши супермаркеты.
"Возникает вопрос: зачем государство субсидирует строительство теплиц? Чтобы кормить Европу? Так они сами себя накормят. А если задача накормить собственное население, то нечего делать нашим овощам в Берлине. - считает российский фермер Глебович. - Вместо того, чтобы вламываться в уже сложившуюся структуру экспорта зерновой продукции с ограничениями, запретите экспорт по тем позициям, по которым до сих пор не достигнуты нормативы продовольственной безопасности страны. Нужно расставить приоритеты."
А с приоритетами у нас гораздо хуже, чем с бравурными отчетами. В 2019 году импорт в РФ молочных продуктов из дальнего зарубежья вырос на 20,8% в 2019 году. Об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы.
Иными словами, с молочным животноводством у нас - полный швах! А большинство молочных продуктов содержит пальмовое масло, либо сделаны из импортного сухого молока. Тем не менее, как заявил г-н Левин в Берлине, крупнейший производитель молока в России - компания "Эко-Нива" выпускает органическое молоко, которое поставляется в Латвию в качестве сырья для органического детского питания, в том числе и для немецкого рынка. Это, дескать, пример для подражания. И вот уже Россия получила право на экспорт молока и молочной продукции в Оман. Как будто бы у нас дома качественной "молочки" в избытке!
"Всплывают определенные зоны интересов, например, экологически чистых продуктов, чистых кормов - это то, чем Россия может не только удивить, но и удовлетворить интересы и западных, и восточных компаний. Поэтому наша ориентация сегодня, скорее, носит заявительный характер - мы заявляем, что по многим видам товаров мы готовы к расширению экспорта", - рассказал в Берлине старший вице-президент Российского экспортного центра Игорь Жук.
Кстати, "Эко-ниву" возглавляет немец, получивший российское гражданство для беспрепятственной скупки сельхозземель в Центральной России и Сибири. Как отмечали "НИ", развитие этого мега-холдинга происходит на кредиты наших госбанков, выдающих "льготные" миллиарды рублей под честное слово иностранца. Таких условий для кредитования не имеет ни один российский аграрий (если не считать "Мираторг"). Но российский потребитель чудо-продукцию "Эко-нивы" может и не увидеть.
Остается выяснить, какой интерес у немцев и европейцев в целом к аграрному комплексу России, если их рынок для нашей продукции либо закрыт, либо открывается лишь в узких сегментах экологически чистой еды (что, впрочем, по строгим евро-критериям нелегко доказать)?
Россия, Украина и Казахстан значительно расширяют свой потенциал в агропромышленной отрасли и являются перспективными странами в том, что касается обеспечения населения Земли продуктами питания. Об этом говорится в распространенном в среду заявлении председателя Германского союза производителей сельхозпродукции Торстена Шпиля по случаю открытия международной агровыставки «Зеленая неделя» в Берлине.
«Россия, Украина и Казахстан сейчас значительно расширяют свой агропромышленный потенциал. Они являются подающими надежду странами, когда речь идет о том, чтобы быть в состоянии обеспечить продуктами питания растущее население Земли», — подчеркнул Шпиль. По его словам, развитие сельского хозяйства способствует модернизации трех стран и может помочь им преодолеть «зависимость от энергоресурсов».
«Возобновляемые ресурсы не иссякают, в отличие от нефти и газа», — констатировал он. Шпиль подчеркнул, что «без современных технологий национальные планы роста сложно реализовать» и что германские агропромышленники «могли бы внести важный вклад в модернизацию существующих структур» в России, на Украине и в Казахстане.
Несмотря на обтекаемость и общий характер заявления, суть понятна: Германия и ЕС в целом хотят продавать нам высокие технологии и технику, а вот готовую продукцию лучше оставлять себе, либо продавать в страны третьего мира. Дело, конечно, полезное. Но в такой схеме говорить о настоящем импортозамещении и продовольственной безопасности не приходится. Россия останется "сырьевым придатком" Запада.
В этом контексте отнюдь не случаен визит в Берлин главы Россельхознадзора Сергея Данкверта. 18 января в ходе агровыставки "Зеленая неделя" он обсуждал с представителями Еврокомиссии поставки в Россию семян и посадочного материала.
Стоит напомнить, что 6 декабря 2019 г. председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на ежегодном совещании со статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти заявила, что считает катастрофичным положением дел в сфере отечественного семеноводства и призвала Министерство сельского хозяйства РФ разработать амбициозный план развития этой сферы аграрной отрасли. Она подчеркнула, что сейчас повсеместно в хозяйствах используются импортные семена. Спикер Совета Федерации отметила, что с 90-х годов отечественное семеноводство "полностью зарубили".
Получается, что единственный способ возродить семеноводство - пойти на поклон к Западу.
За тем, наверное, и проводятся международные выставки и форумы.
Впрочем, "НИ" решили уточнить у своих партнеров в регионах: что конкретно получили регионы от участия в "Зеленой неделе" в предыдущие годы? И сколько стоят вояжи чиновников в Берлин?
ТАТАРСТАН
Согласно данным сайта министерства сельского хозяйства и продовольствия Татарстана, республика выставляла стенд на «Зеленой неделе» в 2007 году, 2008-м - отмечается, что тогда АО «Татспиртпром» договорился о поставках продукции. В тот же год стенд Татарстана получил диплом за лучшее художественное оформление. Компании провели более 10 встреч с представителями немецких предприятий, было заключено четыре договора поставки и ряд соглашений о намерениях.
В 2011 году по результатам выставки было заключено несколько договоров поставок продукции, сельхозтехники. Стенд республики был награжден кубком Гран-при в российском павильоне. Татарстан участвовал в выставке в 2012 году, однако о результатах поездки на сайте регионального минсельхоза не сообщается. Аналогичная ситуация повторилась в 2013 году, однако отмечается, что все компании-участники получили дипломы. В 2014 «Татспиртпром» получил пять золотых медалей, компании - дипломы.
В 2015 на полях выставки республика провела ряд переговоров. Тогда поездка делегации обошлась бюджету в 25,3 млн рублей. Данных за другие годы на сайте госзакупок найти не удалось. Результаты участия в выставке в 2019 году на сайте министерства не отображены.
БАШКОРТОСТАН
В рамках деловой программы заместитель Премьер-министра Правительства РБ – министр сельского хозяйства Ильшат Фазрахманов встретился с Федеральным Министром сельского хозяйства, регионов и туризма Австрии Элизабет Кестингер. Стороны договорились о сотрудничества в сфере сельского и лесного хозяйства, а также туризма.
В ноябре 2019 года в рамках презентации инвестиционного и экономического потенциала Башкортостана в Австрии были подписаны три документа. В частности, соглашение о реализации инвестиционного проекта по созданию козоводческого комплекса на 10 000 голов дойных коз в республике подписано между ООО «СБТ Агро», АО «ДеЛаваль», племенной козоводческой ассоциацией Верхней Австрии и мясным союзом Башкортостана.
О каких - либо проектах и договорах, заключенных в рамках "Зеленой недели" в Берлине, не сообщается.
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Коллективную экспозицию на выставке “Зеленая неделя - 2015” оформили за 10,9 миллионов рублей. Известно, что тогда было подписано соглашение о строительстве в Ростовской области двух заводов по производству консервированной, замороженной плодоовощной продукции и переработке томатов общей стоимостью 80 миллионов евро. Соглашение было заключено между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, ООО «Семикаракорским консервным заводом ИТ» и компанией «Дзаникелли Мекканика С.п.А» из Италии. Информацию о других договоренностях, достигнутых на выставке, найти не удалось.
После долгого перерыва Ростовская область возобновила поездки на выставку в Германию только в 2020 году. Организация коллективной экспозиции на выставке обошлась в 16,8 миллионов рублей при начальной цене в 20,5 миллионов. Контракт выиграла московская компания “Интерконтинент-Экспо”. Изначально новость об экспозиции на сайте правительства региона сопровождали эскизы с ошибкой в названии Ростовской области: Rostowet Gebiet вместо Rostower Gebiet. На реальном стенде заказчик указал название правильно.
На “Зеленой неделе” в 2020 году было подписано соглашение о взаимодействии при строительстве в Азовском районе крупнейшего в мире завода по производству льняного масла. Документ подписали губернатор Ростовской области Василий Голубев и председатель совета директоров компании «АСВА» Анри-Франсуа Кристиан М.Вандепут. Однако о договоренности донского производителя растительных масел «Астона» с бельгийской фирмой Vandeputte Huilerie SA было известно еще в октябре, тогда об этом проекте рассказывала пресс-служба донского производителя. По данным СМИ, предприятие планировали запустить уже осенью 2020 года.
Кроме этого, было подписано два меморандума о намерении создавать в Ростовской области новые производства оборудования для сельхозпредприятий. Документы подписали «Региональная корпорация развития» с немецкими партнерами: «ЭрундЗет» и «Кекерлинг». И было подписано соглашение о поставке оборудования для «Кашарского бекона» испанской компанией «Экзафан».
ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ
На выставку «Зелёная неделя» в Германию оренбургская делегация отправилась после долгого перерыва — до этого она туда ездила в 2015 году. Но введённые санкции сделали такую поездку бессмысленной — до нынешнего года.
По данным Центра поддержки экспорта Оренбургской области, на выставке представлена продукция 19 предприятий области. Это, кстати, не обязательно сельхозтовары — например, ещё и пуховницы туда отправились, платки пуховые показывать.
Возглавил делегацию первый вице-губернатор — министр сельского хозяйства Оренбургской области Сергей Балыкин.
В Минсельхозе области заверили, что в этом году областных бюджетных денег на организацию поездки не потрачено ни копейки. Кто именно оплатил поездку — сказать затруднились, но можно предположить, что это как раз эти самые предприятия, что презентуются в Германии.
Подписан меморандум о взаимопонимании между Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области и Ассоциацией консультирования и содействия обеспечению качества (ФРГ).
Обсуждались вопросы поставки в Германию оренбургских пуховых платков и оренбургской водки и алкогольных напитков на её основе. Но о заключении твёрдых контрактов ничего не известно.
О приблизительной цене поездки можно судить по предыдущему госконтракту, который был заключён в 2015 году Министерством сельского хозяйства Оренбургской области с ОАО «ВДНХ». Тогда область потратила на организацию поездки 7 млн. 700 тысяч рублей. И, кстати, в 2015 году это был крупнейший региональный контракт ОАО «ВДНХ» на организацию выставочных мероприятий.
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
Ставрополье отправило на выставку 2019 2019 года большую представительную делегацию из 12 местных производителей.На организацию выезда делегации потратили 28 миллионов рублей. Тендер был разделен на 4 контракта, которые достались 3 разным подрядчикам.
В текущем 2020 году поездка делегации обошлась дороже, в 31 миллион рублей. Единственный аукцион объявили, как и в прошлый раз, за месяц до начала выставки. Однако контракт с подрядчиком был подписан только 14 января, всего за три дня до открытия выставки.
Несмотря на увеличившиеся расходы, экономическая эффективность поездок делегаций вызывает сомнения. Участие края в этой выставке подается как шанс на выгодное сотрудничество для местных производителей. Однако налицо дисбаланс импорта и экспорта. Ставрополье закупает в Германии в разы больше, чем продает. По данным Минэка Ставрополья, объемы поставок ставропольской продукции в Германию оценивались в $12 миллионов по итогам первых трех кварталов 2018 года. Закупки продукции из Германии превысили $35 миллионов за тот же период.
В этот раз на выставке, по данным Минсельхоза края, подписано всего 2 соглашения, оба связаны с производством фруктов. Сделки подписаны между компаниями ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» и Plattenhardt+ Wirth GmbH (Германия). Стороны запланировали реализовать первое в России крупное хранилище на 3 миллиона саженцев...
Таким образом, реальные результаты достаточно точно отражают уровень сотрудничества в аграрной сфере между Россией и ЕС. А он таков, что разговоров и меморандумов о потенциальных выгодах много больше, чем реальных достижений. Но традиция чиновников ездить на берлинскую выставку за казенный счет никак не зависит от результатов.