Posted 20 января 2020, 15:02
Published 20 января 2020, 15:02
Modified 7 марта, 15:03
Updated 7 марта, 15:03
Оттоку рабочей силы из четырех центральноазиатских и закавказских постсоветских республик способствовал относительно высокий уровень человеческого капитала при низкой производительности, пишет “Коммерсантъ” со ссылкой на исследование Всемирного банка (ВБ).
В качестве негативных последствий для экономик стран указываются — для Грузии и Армении сокращение рынка труда, а для Киргизии и Таджикистана приток денежных переводов мигрантов стал сопоставим с голландской болезнью (голландская болезнь (эффект Гронингена) — негативный эффект, оказываемый влиянием укрепления реального курса национальной валюты на экономическое развитие в результате бума в отдельном секторе экономики), он подорвал динамику внешней торговли.
Пять стран мира из 24 стран с населением, превышающим 1 млн человек, где объем денежных переводов мигрантов больше 10% ВВП, — это страны бывшего СССР, говорится в рабочем докладе ВБ “Миграция и переводы в постсоветских странах Центральной Азии и Закавказья: долгосрочные макроэкономические последствия”.
В частности, приводятся цифры: совокупная эмиграция из Грузии составила 37%, из Армении — 27%, из Киргизии — 17%, из Таджикистана — 12% (в сопоставлении с численностью рынка труда в 2018 году). Как отмечается в докладе, для мигрантов из этих стран основной точкой притяжения остается Россия: на нее приходится 50–60% отъездов из Армении и Грузии и 75–85% — из Киргизии и Таджикистана.
За период с 2015 по 2018 годы доля переводов мигрантов в ВВП их стран составляла в среднем порядка 1/3 в Киргизии и Таджикистане, 13% в Армении и 11% в Грузии.
Приток денежных переводов в Киргизию и Таджикистан имел эффект, схожий с голландской болезнью, говорится в докладе. Так, был зафиксирован значительный рост расходов по отношению к ВВП (на 36%), сдвиг структуры производства в сторону сферы услуг, укрепление курсов национальных валют и утрата конкурентоспособности внешнеторговых цен при слабой динамике торговли. Отмечается, что в Армении и Грузии, где доля переводов меньше, эффект оказался слабее, а торговля развивалась значительно успешнее.
Как отметили аналитики Всемирного банка, при сохранении значительной межстрановой разницы в доходах от труда при заданном уровне человеческого капитала ожидать сокращения миграции не приходится.
Вячеслав Бобков, доктор экономических наук, заведующий лабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, в комментарии “НИ” отметил, что существование государства за счет доходов от любого ресурса (и человеческого, и природного) препятствует развитию страны:
“Я согласен с оценкой Всемирного банка. Задумался над этим в связи с поездкой в Узбекистан (это было лет 10 назад), когда поступления переводов из России составляли значительную часть бюджета страны. Это получаются рентные доходы — рента от человеческого капитала. Бывает рента от природных ресурсов, а в данном случае это можно условно назвать рентой от использования человеческих ресурсов данной страны. Это как нефтяные доходы России. Голландскую болезнь можно назвать российской болезнью. Из-за нее создается ситуация, которая не понуждает перестраивать экономику, бороться за конкурентные рынки, потому что вроде как все устойчиво, гарантировано надолго.
В случае с миграцией — это то же самое. Устойчивые процессы миграции из этих стран, которые не могут обеспечить достаточный уровень жизни, они расхолаживают местные правительства, местные элиты. Эти доходы, которые поступают — они через налоги пополняют бюджет, создавая подушку, которая позволяет устойчиво жить, не побуждая при этом к развитию.
И во Всемирном банке это совершенно справедливо подметили. Как и любой устойчивый вид дохода от каких-либо ресурсов (человеческих ли, природных ли), он создает иллюзию почивания на лаврах, что препятствует развитию стран — науки, образования — всего того, что ведет к прогрессу”.