«Послание носит безусловно ценностный характер. Фактически президент дал видение своей идеологии, которая является основой развития страны. Часть этой идеологии говорит о социальном государстве – это инициативы по борьбе с бедностью, поддержке образования и здравоохранения, меры по изменению демографической ситуации. Всё это можно охарактеризовать как сбережение народа. Это стратегическая задача, которая в ближайшей перспективе должна дать повышение рождаемости и вывести Россию на естественный прирост населения.
Я бы хотел отметить, что послание носило проблемный характер. Очевидно, что президент глубоко прорабатывал поступившие к нему предложения и отказывался от тем, где были серьёзные успехи. Не было сказано ни слова про сельское хозяйство, где у страны очевидный прорыв. Президент говорил о том, где есть очевидные проблемы и где нужно прилагать усилия, чтобы ситуацию исправить.
Что касается вопросов об организационных изменениях, глава государства говорит о стабильности системы. Я вижу, что речь идёт об обеспечении большей стабильности и на момент транзита, и на посттранзитный период. Диверсификация власти, создание новых центров силы – все это позволит системе стать более устойчивой, стабильной. Именно в этом контексте необходимо рассматривать предложения по поправкам в Конституцию. Они призваны будут обеспечить прямое участие населения. Глава государства обращается к народу с просьбой участвовать в референдуме. Слово произнесено не было, но намёк был. Увидим, как будет реализовываться.
Надо сказать, что у нас в стране, за всё время действия нынешней Конституции, не было столь значимых и серьёзных поправок. Они действительно меняют во многом сложившийся политический расклад. Пожалуй, только процесс обретения президентом истинных полномочий в 2000 - 2003 годах, укрепление единства страны, правовой и политической системы по значимости соответствует тому, что предлагается сделать. Но тогда это были изменения в рамках имеющихся конституционных полномочиях. Сейчас главой государства предлагаются новые конституционные полномочия для настройки системы. Республика остаётся президентской, но происходит делегирование полномочий, диверсификация происходит однозначно. В этом контексте говорить о расширении президентских полномочий не приходится. Напротив, они несколько сужаются. Но идёт укрепление президентства как института. Именно эти цели ставит перед собой глава государства».